Корабельная сторона
Номер от 18 декабря 2007 г.

Старый конь борозды не испортит. И буксир тоже
Если, конечно, в его экипаже хорошие моряки

Буксиру Беломорской военно-морской базы МБ-8 в минувшем ноябре исполнилось 47 лет. Такие корабли строились большой серией ленинградским Петрозаводом, начиная с 1958 года и последующие восемь лет. Завода, между прочим, уже нет – не так давно снесли за ненадобностью, а буксиры, сработанные его корабелами на стыке 50-60-х годов, трудятся и по сей день, в том числе и ягринский «Садко», и севмашевский «Иван Плюснин», и военный спасатель СБ-9…

Дизель-электроход. Водоизмещение – порядка 930 тонн, мощность машин в полторы тысячи лошадей, дальность плавания 8 тысяч миль семиузловым ходом. В шестидесятых комфорт и оснащение внутренних помещений таких буксиров радовали моряков, каюты не казались тесными, как сегодня. Иными словами, проект 733 оказался на редкость удачным, и этим отчасти объясняется почтенный трудовой стаж большинства кораблей серии. Но главная причина корабельного долголетия, конечно же, в отношении к буксиру моряков - тех, кто на нем работает.

С завода в Северодвинск корабль привел Геннадий Иванович Попов и через три года передал его другому капитану. К слову, больше всех капитанил на МБ-8 Виктор Павлович Весендин – без году четверть века. В машине дизель-электрохода за 47 лет работы корабля верховодили пять стармехов, а больше всех моряцкий стаж у нынешнего – Николая Александровича Новикова. Четырнадцать лет отработал на буксире начальник радиостанции Владимир Аркадьевич Чернов, столько же – второй механик Михаил Николаевич Степанов, а боцман – старший палубной команды Николай Николаевич Белоус - все 17 лет. Ну а старший помощник Евгений Константинович Климов и вовсе ходит по морям на буксире МБ-8 рекордный срок - 29 лет! Об этих людях мало сказать - они ветераны корабля, главное в том, что они костяк сплаванного коллектива.

Сплаванность экипажа – очень важное качество и особое понятие. В морской практике оно не имеет точного, вернее сказать, строгого определения, но всегда чувствуется на корабле, когда тот работает в море. У меня была не одна возможность видеть экипаж МБ-8 в деле, и, по моему субъективному восприятию, его сплаванность, прежде всего, в отсутствии суеты, и не в часы, когда буксир неспешно тянет, а выполняет особенно ответственные маневры, такие как при швартовках.

Вовсе не случайно на рубке буксира МБ-8 художник нарисовал эмблему с изображением морского конька – рыбы семейства игловых. Но, разумеется, не изящество рода Hippocampus лежит в основе такого символа, а тягловые кони нашего флота – скромные труженики моря.

В сухопутном словесном обиходе есть поговорка - старый конь борозды не портит. Мы же скажем в тон: и старый буксир, бороздящий море, тоже делу не помеха, хотя сегодня строгие требования Регистра предписывают буксиру МБ-8 работу только во внутреннем Белое море, а также находится ему работа и в порту.

Навигация этого года для экипажа МБ-8 уже завершилась. Моряки готовят свой корабль к зимовке – уже «расхоложена» часть его механизмов, палубные упрятаны под брезент, утепляются помещения. В день, когда мы побывали в гостях у буксировщиков, основные работы велись ими в машинном отделении. Здесь предстоит заменить вспомогательный котел. Эту работу выполняют специалисты соломбальского СРЗ-176, как принято говорить, с привлечением личного состава корабля. Вскоре МБ-8 поставят к дальнему причалу, и заслуженный буксир Беломорской базы погрузится в стариковскую дрему. До весны.

Олег ХИМАНЫЧ