Корабельная сторона
Номер от 9 октября 2007 г.

Лес - бесплатно. Только строй!
«Из истории Поморья известно, что в конце XIX века на Белом море наблюдался судостроительный бум. Но вот любопытно, было ли это следствием активности частного капитала или инициативу проявило государство? Андрей КАРПУНИН».

НАМ ИЗВЕСТНО, что так называемая Комиссия по обсуждению нужд Севера в 1881 году предложила предоставить всем приморским жителям право бесплатного пользования в течение 15 лет казенным лесом для постройки судов каботажного и дальнего плавания. В 1882 году такой «безденежный отпуск леса» был разрешен на 5 лет. Ограничения вводились только в случаях приобретения судна с последующим ремонтом, в случаях продажи судна платились пошлины. Сроки действия этого решения продлевались до 1897 и до 1902 годов.

Суда строились в селениях, расположенных по рекам Кереть, Кемь и других, а также по Беломорскому побережью. Известный исследователь беломорского парусного флота А.Г. Слезскинский насчитал 45 мест постройки судов. Больше всего их строилось в этот период в Кемском уезде (от 20 до 100 в год), затем в Кольском уезде - до 47 судов в год. На третье место вышел Архангельский уезд, за ним - Онежский. Последнее место занимал Мезенский уезд.

Упомянутые суда, как правило, эксплуатировались в каботаже, но были различных типов - шхуны, гальяши, кочмара, раньшина, карбас и другие. К слову, карбасы строились в основном в Ненокском посаде Архангельского уезда.