Корабельная сторона
Номер от 25 сентября 2007 г.

Одним народом стало больше?
В Архангельске состоялся съезд поморского народа. Так назвали мероприятие его организаторы

На него приехали более 80 делегатов, избранных от старинных поморских поселений, рыболовецких колхозов, общественных организаций поморов Архангельской, Мурманской областей, Карелии и Ненецкого автономного округа. Основная цель, как задекларировано в документах съезда, - объединительная, а основная причина, побудившая людей собраться, - бедственное положение населения.

КАК утверждают организаторы съезда, с 1917 года, когда перечисленные выше территории входили в состав Архангельской губернии, такие съезды поморов проходили регулярно во время Маргаритинской ярмарки. На них якобы определялись отношения власти и населения, решались актуальные социальные и экономические вопросы. Однако сейчас в России нет ни одного документа, касающегося поморов и защищающего их. Всероссийская перепись населения 2002 года, по утверждению организаторов съезда, показала, что их в нашей области 6,5 тысячи, а, по мнению неких экспертов, даже около 20 тысяч. На съезде рассматривалось социально-экономическое положение поморских территорий, была принята декларация, в которой «прописаны права поморов». Делегаты даже выдвинули требование к российскому правительству - включить поморов в список коренных малочисленных народов. Пока же федеральные власти это делать отказываются и, как считают, опять-таки, организаторы сбора, тем нарушают как российские, так и международные правовые нормы.

Вообще-то официально такой национальности, как поморы, нет, и по большому-то счету, многонациональному населению, живущему окрест Белого моря, так до конца и не ясно, что же это за поморский народ. Откуда и когда этот народ явился, в чем состоит его причастность к «коренным малочисленным народам», если все пошло от новгородцев, и чем этот самый «народ» отличается от многонациональной общности людей, живущих на определенной территории и ведущих здесь хозяйственную деятельность?

Олег АНДРЕЕВ