Корабельная сторона
Номер от 25 сентября 2007 г.

Министры жмут на тормоза!
Вверху - чехарда, внизу - переполох и вопрос русского судостроя: что делать?

Прошлая неделя «отметилась» двумя сенсациями, и обе они были озвучены в пятницу. Сначала газета «Взгляд» сообщила о том, что советник президента по военно-промышленной политике Александр Бурутин уходит в отставку, одновременно оставляя и недавно занятый им пост генерального директора так и не созданной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

СКЛАДЫВАЕТСЯ ощущение, что он не нашел общего языка с судостроителями, - такой вывод сделала газета. С одной стороны, это противоречит ранним и неоднократным заявлениям самого Бурутина о том, что он якобы «уже знает, что нужно делать». С другой, Александр Бурутин в течение трех месяцев посещал судостроительные предприятия России и вел переговоры, но практических результатов этой работы, опять-таки, по мнению газеты, нет. А ведь за три месяца можно было и зарегистрировать компанию, и набрать хотя бы минимальный штат, начать оценку активов. Впрочем, военные эксперты вовсе не исключили, что Александру Бурутину теперь просто не до ОСК, поскольку ему суждено скакнуть по чиновничьей лестнице и занять внезапно освободившийся пост министра обороны. Между прочим, «Коммерсант» и «Ведомости» уже назвали вероятным преемником Бурутина заместителя руководителя Военно-промышленной комиссии Владислава Путилина. Кроме него, рассматривается кандидатура исполняющего обязанности главы Роспрома Андрея Дутова.

Справедливости ради, отметим, что было и другое сообщение, мол, задержка с регистрацией Объединенной судостроительной компании (ОСК) связана с политическими событиями, а не только с техническими трудностями. Об этом, в частности, заявили в Федеральном агентстве по промышленности России. Якобы дело «тормознула» ситуация с министрами, ведь в совет директоров ОСК предполагалось ввести сразу нескольких министров, неожиданно ставших уже бывшими, или, правильнее сказать – исполняющими обязанности. Из-за этого процедура регистрации, как утверждают, опять затягивается.

Напомним, завершить создание ОСК в соответствии с постановлением правительства планировалось 15 сентября этого года. Предполагалось, что в совет директоров ОСК будут включены члены правительства - министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, министр транспорта Игорь Левитин, министр обороны Анатолий Сердюков. Всего же в совет предполагалось включить около 12 человек во главе с вице-премьером правительства Сергеем Нарышкиным.

Вторая сенсация прошлой недели прозвучала из уст заместителя руководителя аппарата комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Александра Быстрова. Выступая на Х ежегодном международном семинаре «Защита интересов судовладельцев», он заявил буквально следующее: «С формированием Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) ничего хорошего в судостроительной отрасли не будет. Судостроение не сдвинется с мертвой точки…»

Если бы это не слетело с языка столь высокопоставленного чиновника, на фразу можно было и не обратить внимания, а тут ее автором стал не последний человек в российской власти. Полгода судили-рядили, говорили, убеждали, что холдинги – наша спасительная соломинка, и вот тебе на! Нельзя так ошарашивать общественность, г-н Быстров.

Олег ХИМАНЫЧ