Корабельная сторона
Номер от 25 сентября 2007 г.

Отставка №5
Обозреватели обсуждают уход главкома Владимира Масорина

Обозреватели отмечают, что адмирал Владимир Масорин стал уже пятым крупным военачальником, отправленным в отставку при новом министре обороны Анатолии Сердюкове и, между прочим, пророчат следующую крупную отставку - начальнику Генерального штаба Юрию Балуевскому.

ОФИЦИАЛЬНО Владимир Масорин отправлен в отставку по достижении им пенсионного возраста. В принципе по указу президента РФ адмирал вполне мог дослужить и до 65 лет, поскольку закон позволяет это, но все же последовал указ о его увольнении.

По информации газеты «Коммерсант», о смене главкома ВМФ в Минобороны говорили как о деле решенном с мая этого года, отмечая, что адмирал Масорин изначально рассматривался как временная фигура. Главным же его «предназначением» было сгладить негатив, прочно оставшийся в памяти общественности от прежнего главкома Владимира Куроедова, ведь именно при Куроедове на флоте произошел ряд серьезных аварий и катастроф, и в том числе катастрофа АПЛ «Курск».

С этой задачей адмирал Масорин справился: за время его руководства с флотом не случилось крупных катастроф. Впрочем, и крупных успехов тоже не было. Например, представители кораблестроительной промышленности в первый же день отставки заявили, что Владимир Масорин на посту главкома уделял недостаточно внимания развитию флота и вообще «был больше оратор, чем стратег». Надо признать, что командующий Северным флотом Высоцкий, например, на нашем Севмашпредприятии бывал чаще, чем Масорин. Представитель одного из военных конструкторских бюро морской техники отметил, что «через штаб ВМФ бесполезно было лоббировать увеличение финансирования, поскольку все вопросы решались только с помощью управления вооружений Минобороны».

При главкоме Масорине на российских стапелях были заложены головной фрегат проекта 22350, серийные дизель-электрическая подлодка проекта 677 на «Адмиралтейских верфях», атомная подлодка проекта 655 на Севмашпредприятии и корвет проекта 20380 на «Северной верфи». Однако при нем не был сдан ни один из крупных новостроев (если таковые вообще можно назвать крупными), испытания головных подлодки проекта 677, заложенной аж в 1997 году, и корвета проекта 20380, заложенного в 2001 году, до сих пор не закончены. На время адмирала флота выпала лишь сдача малого артиллерийского корабля «Астрахань» проекта 21630 для Каспийской флотилии. Не густо, если учитывать неоднократные заявления руководства страны о больших планах в области стратегической политики на море.

Кроме того, при Масорине была принята госпрограмма вооружений до 2015 года, в которой основное внимание в области флота уделяется ядерным стратегическим силам. Это вызвало нарекания экспертов, считающих, что в интересах строительства атомных подводных стратегических ракетоносцев прием в состав флота новых надводных кораблей отодвинут на период после 2010 года. Между тем, надводные силы флота России все глубже и глубже погружаются в кризисное положение.

Головной фрегат, который, как утверждают, войдет в строй в 2011 году, - это, образно говоря, капля в море. Видимо, понимая это, Владимир Масорин летом этого года несколько раз анонсировал намерение заказать шесть атомных авианосцев водоизмещением 50 тыс. тонн, которые, как он уверял, могли бы войти в строй уже между 2015 и 2030 годами.

Эксперты надеются, что новый главком исправит ситуацию. Выступая в Североморске, адмирал Высоцкий признал проблему сокращения численности российского военного надводного флота, заявив буквально следующее: «Есть перекос в сторону морских стратегических ядерных сил, тогда как необходимо развивать морские силы общего назначения».

Тогда же новый главком признал и необходимость строительства в ближайшем будущем как минимум еще одного авианосца для ВМФ России.

Олег АНДРЕЕВ