Корабельная сторона
Номер от 18 сентября 2007 г.

Слышали звон. Про подлодку он
Говорят, чиновники из города Сарова выдали миру секрет

Власти города Сарова, что в Нижегородской области, случайно рассекретили новейший проект российской подводной лодки. Такую новость растрезвонили все крупнейшие интернет-издания. В связи с этим упоминается и наш Северодвинск.

Оказывается, на прошлой неделе на официальном сайте администрации Сарова был помещен отчет о встрече с командиром подлодки капитаном I ранга Сергеем Крошкиным, который побывал в городе. В информации говорилось, что подлодка, носящая имя города – «Саров», пока находится на стапелях северодвинского завода (!), но «главнокомандующий ВМФ поставил задачу завершить работы до конца года». Дата торжественного спуска лодки на воду якобы еще не определена, но ее команда из 52 офицеров и мичманов уже сформирована, основу ее составляют моряки, служившие четыре года под командованием Крошкина на лодке Северного флота «Липецк».

Кроме того, в заметке был назван проект субмарины – 20120 и приведены ее тактико-технические характеристики. Специалисты тут же обратили внимание на то, что, будучи внешне очень схожей с дизель-электрической подлодкой проекта 877, она имеет значительно большее водоизмещение – не 3050 тонн, а все 3950 тонн, и задумались, что же могло ее так утяжелить.

Вскоре сообщение о визите командира подлодки «Саров» с сайта городской администрации исчезло, что, кстати, вызвало у иных подозрение, но его успели перепечать саровский информационный портал «Наш город» и другие местные СМИ. А уж после этого сообщение о таинственной подлодке «Саров» пошло гулять по стране.

Сотрудники газеты «Коммерсант», образно говоря, ухватившись за эту новость, решили выяснить подробности происшествия, и в первую очередь - проверить достоверность самого факта существования такой подлодки. Однако буквально все официальные лица, к которым газета обратилась за комментариями, не смогли ничего сообщить им о проекте 20120.

Представитель пресс-службы ВМФ России Александр Смирнов заявил, что ему «ничего не известно». На северо-двинской «Звездочке» якобы ответили, что их завод не занимается строительством подлодок, что, кстати, абсолютно верно, а представители Севмаша, опять-таки со слов «Коммерсанта», просто отказались отвечать на вопросы. В «Рубине», проектной организации, ведущей разработку подводной техники, также не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть свое участие в проекте 20120.

Тогда газета выдвинула две версии о том, почему подлодку «Саров» может окружать завеса секретности. По первой версии, экспериментальный проект 20120 предназначен для испытаний атомного реактора, установленного на дизельной подлодке в качестве вспомогательной энергетической установки. Подобные эксперименты в 1980-х годах действительно проводились в СССР, и, возможно, российские ученые теперь решили возобновить программу. К слову, о существовании такого проекта «Корабельная сторона» рассказывала в свое время.

По второй версии «Коммерсанта», на проекте 20120 испытывается новейший ядерный реактор, о существовании которого впервые якобы было упомянуто в феврале 2007 года в публикации «Нижегородской деловой газеты», посвященной юбилею ведущего разработчика реакторов для подлодок - Опытного конструкторского бюро машиностроения (ОКБ) имени Африкантова. Когда же «Коммерсант» связался с ОКБ, референт директора Евгений Кусмарцев заметил журналистам, что «реакторы на подлодках могут интересовать разведку США, а не вас», и посоветовал обратиться в пресс-службу Росатома. Однако в Росатоме от комментариев отказались.

Откуда «всплыла» на северодвинских верфях дизель-электрическая подлодка «Саров» с атомным реактором на борту, так и осталось неизвестным. По крайней мере, ни в одном из открытых справочников ВМФ таковая не значится.

Олег ХИМАНЫЧ