Корабельная сторона
Номер от 11 сентября 2007 г.

Миллиарды уплыли в Выборг
Аналитики ломают голову: почему Севмаш лишился двух выгодных заказов?

Речь о заказах на строительство двух добывающих платформ для Штокмановского месторождения. Стоимость контракта ни много ни мало 59 млрд рублей. В августе «Газпром» отдал их Выборгскому судостроительному заводу, тогда как передача Севмашу кое-кому уже казалась делом решенным.

Решенным в связи с тем, что по указу президента России № 765 от 23 мая 1996 года «О создании промышленно-производственной базы по освоению углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики» приоритет должен был отдаваться предприятиям оборонно-промышленного комплекса Северодвинска.

И вот для многих неожиданная новость: 59 млрд ушли в Выборг. При этом нужно отметить, что упомянутые заказы идут под определенным титулом – «первые масштабные поставки для Штокмановского месторождения», что само по себе сильно бьет по престижу Государственного центра атомного судостроения. Далее, теперь повод для беспокойства есть не только у работников Севмашпредприятия, которые, наверняка уверовав в президентский указ, рассчитывали занять платформами освобождающиеся стапельные места, но и у областного руководства. Ведь потеря столь внушительного контракта - это и потеря значительных налоговых поступлений в бюджет области. Что и говорить, приятного мало, и, верно, потому аналитики уже третью неделю строят свои версии случившегося. При наличии некоторых нюансов их можно объединить в две основные.

А было ли лобби?

Версию №1 можно условно назвать банковско-придворной. Ее, в частности, выдвигает газета «Ведомости». Суть версии в том, что в числе главных акционеров Выборгского завода якобы есть предприниматели, близкие к коммерческому банку «Россия», а в руководстве этого банка очень влиятельные люди. Называют имя Юрия Ковальчука, который, опять-таки якобы, считается личным другом президента Владимира Путина. Значит, Севмашпредприятие лишилось заказов из-за протекционизма в верхах?

Руководство «Газпрома» решительно опровергло такой расклад и заявило, что главным было другое: «предприятие слишком загружено оборонными заказами» и может не выполнить контракт в оговоренные сроки. Это версия №2.

С ней соглашается Сергей Смирнов, директор «Созвездия» - организации, которая объединяет свыше ста предприятий Архангельской области и содействует их продвижению на нефтегазовый рынок: «Газпром» уже разместил крупные заказы на Севмаше и «Звездочке». Это ледостойкая стационарная платформа «Приразломная» и самоподъемная буровая установка «Арктическая». То есть «Газпром», стараясь быть рачительным хозяином, не складывает все яйца в одну корзину, пытается найти новых поставщиков и подрядчиков». Но тогда же Сергей Владимирович также заметил: «Несмотря на то что цена, предложенная Севмашпредприятием, была ниже, чем у Выборга, она могла показаться «Газпрому» необъективной, и он усомнился, что будет выдержана контрактная основа».

«Газпром» усомнился. Почему? Попробуем суммировать доводы аналитиков в пользу этой версии.

Главным поводом для сомнений в возможностях северо¬двинского флагмана отрасли, возможно, стали последние известные «потрясения» на Севмаше: провал по модернизации индийского авианосца «Викрамадитья», а это важнейший международный контракт, торжественный вывод «Юрия Долгорукого» в сомнительной для многих степени готовности. И потом, не следует забывать, с каким скрипом временами шли работы по прежним главным «нефтегазовым» проектам – «Приразломной» и «Арктической» и как сроки по их готовности не¬однократно отодвигались. Быть может, это и насторожило «Газпром»?

Балтийская линия

Обратил на себя такой факт: после того как контракт ушел в Выборг, ряд газет сразу же сообщили о том, что Выборгский судостроительный завод якобы уже «давно сидит на голодном пайке». Здесь позвольте усомниться. У нас иные данные. Только за последние два года завод поставил 5 танкеров компании «Казмортранс¬флот», построил для иностранного заказчика 4 корпуса судов снабжения платформ.

Морские платформы для Выборга не новость. Известно, что предприятие участвует в международной программе «Sea Launch» («Морской старт»), предусматривающей запуск космических аппаратов с морской платформы, и сегодня плавучая конструкция весом более 20 тысяч тонн и высотой 58 метров уже пришвартована у достроечной стенки предприятия, ведется монтаж стартового комплекса. В среднесрочной же перспективе верфь сориентирована на осуществление таких проектов офшорного строительства, как строительство глубоководных полупогружных буровых платформ и плавучих добывающих комплексов для разработки и освоения глубоководных (свыше 2000 метров) шельфовых месторождений. Причем в данном случае рассматриваются предложения взыскательных заказчиков из западных компаний.

Не так давно пакет акций предприятия (75,6 процента) российские предприниматели выкупили у норвежцев. Теперь завод строит суда, платформы, выпускает оборудование. В работе 6 заказов, еще 12 в проработке. Численность коллектива - 1600 человек. Только за последние месяцы зарплата низкооплачиваемых работников выросла на 15 процентов, и в среднем люди получают более 13 тысяч. Кстати, заводская профсоюзная организация, которая входит в наш МПРС, является одной из лучших в отрасли - так нам представили предприятие в руководстве Межрегионального профсоюза работников судостроения и судоремонта и особо добавили: «В конце прошлого года на завод пришел новый директор. Он настроен на взаимодействие с профсоюзами и не сомневается, что новый колдоговор будет разработан и подписан на основе социального партнерства. Отчего же не порадоваться за такого собственника?»

Это ли не свидетельство того, что коллектив Выборгского завода сегодня на подъеме? А если так, стоит ли недооценивать возможности и амбициозный настрой «небольшого», по меркам Севмашпредприятия, завода на Балтике?

За жесткую конкуренцию

Новому директору Севмаша, что называется, не позавидуешь: он принял завод с далеко неблагополучным наследством. А еще приспели и многочисленные проблемы всеобщей «холдингизации», увязанные с конкретными сроками и контролем кремлевской администрации. И вот еще одна огорчительная новость.

На прошлой неделе Николай Яковлевич, если не изменяет память, впервые высказался по поводу ушедшего контракта: Севмаш со строительством двух платформ справился бы. И Выборгский завод сегодня не имеет технических возможностей произвести у себя полную сборку платформы. На взгляд Калистратова, оптимальным вариантом было бы, если б «Газпром» поручил строительство одной платформы Севмашу, а второй – Выборгу, тогда по результатам работы всем стало бы ясно, кто лучше может выполнять подобные заказы.

Последнее нам представляется убедительным доводом. Зная Николая Яковлевича как руководителя, уважительно относящегося к журналистам, умело и обстоятельно разъясняющего сложнейшие коллизии современного судостроя, мы надеемся в ближайшем времени получить от него более подробные комментарии.

И последнее. На волне громких событий в связи с передачей контракта Выборгскому заводу «Газпром» уже дал понять, что впредь поставщиков для Штокмановского месторождения он будет выбирать на основе жесткой конкуренции. Это означает, что для тех, кто живет в настоящем и смотрит в будущее, есть над чем размышлять.

Олег ХИМАНЫЧ