Корабельная сторона
Номер от 29 августа 2007 г.

Вспоминая «русский «Титаник»
Со дня гибели пассажирского лайнера «Адмирал Нахимов» исполняется 21 год

Вечером 31 августа 1986 года «Адмирал Нахимов» вышел из Новороссийска в Сочи. На борту крупного лайнера (длина 174,3 м, ширина 21,02 м, высота борта 11,81 м), по официальным данным, находились 1234 человека: 888 пассажиров и 346 членов экипажа. По другим сообщениям, на борту было 1259 человек (по замечанию агентства NEWSru.com, только с этой цифрой сходятся данные о погибших и спасенных). «Адмирал Нахимов» был построен в Германии еще в 1925 году. Первое название – «Berlin». В ходе Второй мировой войны, будучи госпитальным судном, перенес несколько взрывов, в конце января 1945 года затонул, был поднят и передан Советскому Союзу. Многие годы он ходил в круизы по Черному морю. Рейс, начинавшийся 31 августа 1986 года, должен был стать последним: лайнер предполагалось отправить на утилизацию. И рейс действительно стал последним – но при трагических обстоятельствах. В 23.12 по московскому времени на выходе из Цемесской бухты «Нахимов» столкнулся с советским сухогрузом «Петр Васёв», который входил в порт. Удар «Васёва» пришелся в правый борт «Адмирала Нахимова», в стык между машинным и котельным отделениями. Образовалась пробоина высотой 10 м и длиной более 8 м. Пароход с креном около 60 градусов и сильным дифферентом на корму затонул вскоре после столкновения. С ним погибло множество людей, не успевших отплыть подальше либо просто не выбравшихся из лабиринта проходов, трапов, дверей. Первым на месте катастрофы в 23.35 оказался лоцманский катер ЛК-90. Он принял на борт 118 (!) человек. Вслед за ним прибыли буксиры, пограничные катера, суда на подводных крыльях, гребные ялы с курсантами Новороссийского инженерно-морского училища. Общими усилиями были спасены 836 человек. Жертвами крушения стали 423 человека: 359 туристов и 64 члена экипажа. Среди них 36 молодых девушек-бортпроводниц, ушедшие в нижние палубы помогать пассажирам, жившим там... Позднее при работах на месте крушения погибли два водолаза. Лайнер и сейчас покоится в двух милях от мыса Дооб, на глубине 48-49 метров. В памятный знак, установленный на высоком откосе мыса, вмонтированы часы, поднятые с затонувшего судна. Они остановились в 23.20… «Петр Васёв» после катастрофы остался на плаву, после ремонта получил имя «Подольск». Ныне ходит под флагом Мальты, сменив несколько названий. К катастрофе привела целая цепь роковых стечений обстоятельств, ошибок, небрежностей, многолетней беспечности. Так, «Нахимов» уже давно не соответствовал требованиям безопасности (например, непотопляемость его обеспечивалась при затоплении всего одного отсека). Капитан «Васёва» излишне полагался на японскую автоматизированную навигационную систему, не контролируя ситуацию визуально; система же, как выяснилось, неудачно сочеталась с отечественными механизмами ввода данных, выдавая некорректные результаты. На суде основная вина была возложена на капитанов столкнувшихся судов Вадима Маркова и Виктора Ткаченко. Оба были приговорены к 15 годам лишения свободы, но помилованы в 1992 году; их уже нет в живых.
Борис ВОРОБЬЕВ