Корабельная сторона
Номер от 22 августа 2007 г.

Спасти рядового агипку
Северодвинский педагог решила защитить бельков от истребления

Мысль выступить в защиту гренландского тюленя у учительницы химии и биологии школы №19 Натальи Власовой появилась после публикации в «Вечернем Северо¬двинске» весной: в материале Алексея Гундорова «Садко» подался в зверобои» говорилось о том, что буксир «Садко» с легкой руки норвежских партнеров готов к очередной кампании по забою гренландского тюленя.

КОГДА Наталья Власова дочитывала последнее предложение, уже тогда для себя решила: надо что-то делать, как-то помочь беззащитным зверькам. Пришла в голову мысль – собирать подписи в защиту детенышей гренландского тюленя. Задумала начать это дело в школе, где работает. Класс Натальи Владимировны сразу же зажегся идеей, ребята первыми поставили свои подписи. Потом, по цепной реакции, все остальные школьники и даже некоторые учителя приложили к этому свои руки. Кто-то подключил к акции и своих родителей, поступило предложение собирать подписи на улице. Сейчас собрано более 200 подписей против истребления агипки (прозвище тюленя) в России.

Подписные листы участники акции собираются сдать в первую очередь в отдел экологии городской администрации; судя по всему, это только начало. Защитники тюленей намерены бороться, пока дело не сдвинется с мертвой точки. Они понимают, что полностью запретить этот безжалостный промысел нельзя. Но надеются сделать так, чтобы добыча пушистых детей моря в будущем проводилась в разумных объемах.

Наталья Владимировна не может понять, почему эти пушистые белые комочки должны расплачиваться жизнью за прихоти богатых модников. А между тем квота на добычу гренландского тюленя в России все увеличивается. В этом году она составляет 55 тысяч особей. Для сравнения Наталья Владимировна указывает, что в Норвегии добыча бельков вообще запрещена. Выходит, что иностранцы, приобретая за сущие копейки ценный мех на территории России, свою природу заботливо сберегают.

Чем больше граждан захочет встать на защиту зверьков, сделать этот промысел более гуманным и цивилизованным, тем проще будет разбить стену, за которой прячутся те сильные мира сего, кому такое положение вещей выгодно.

Справедливости ради скажем, что не все оценивают ситуацию так драматично.

- В принципе, серьезной трагедии нет, - полагает эколог и краевед Алексей Климов. – По данным исследований, проведенных три года назад объединенными усилиями наших специалистов и норвежских коллег с помощью космической и аэрофотосъемки, оказалось, что поголовье гренландского тюленя даже увеличилось за последнее время, примерно на 20%. Решили, что промысел может быть больше. Сейчас даже предполагают, что в связи с аномально теплыми зимами их численность еще должна возрасти. По квотам наша страна забивает меньше бельков, чем многие другие страны. К тому же наши промысловики пропустили несколько сезонов из-за нехватки горюче-смазочных материалов. Соглашусь, существуют недоработки в этом деле. Например, туши убитых тюленей свозят в большой каньон и зарывают – да, это дико. Поэтому надо развивать дорожную сеть вокруг Белого моря. Но в целом увеличение заготовки тюленей не должно шокировать, это согласовано с учеными. Я вообще за то, чтобы этот промысел полностью отдали поморам, это наше традиционное занятие.

Марина ФЕДЬКУШОВА