Корабельная сторона
Номер от 22 августа 2007 г.

У нас есть план
И в соответствии с ним Россия может и должна решать свои ядерные проблемы

СМП – аббревиатура северная. За тремя буквами может скрываться и Севмашпред¬приятие, и Северное морское пароходство. В последние годы появилась еще одна расшифровка: «Стратегический мастер-план» - документ, определяющий основы работы в сфере утилизации атомных кораблей и судов.

НА минувшей неделе в Северодвинске побывал научный руководитель плана Ашот Саркисов – академик Российской академии наук, советник при дирекции московского Института проблем безопасного развития атомной энергетики (ИПБРАЭ) РАН. Информационно-аналитический центр по работе с населением по вопросам утилизации АПЛ организовал встречу Ашота Аракеловича с журналистами и представителями ГРЦАС. Гость Северо¬двинска популярно, для непосвященных, пояснил суть своего детища. Увы, по словам академика Саркисова, в свое время при строительстве мощнейшего атомного флота в СССР без внимания остались проблемы будущей неминуемой утилизации кораблей и судов. К тому же в конце 1980-х – начале 1990-х годов мы столкнулись с лавинообразным – в силу разных, в том числе политических, причин – ростом вывода из состава флота кораблей. Проблемы решались в пожарном порядке, что привело к ряду «неоптимальных», по выражению академика, технических и экономических решений. Разработка же мастер-плана позволила на основе тщательного анализа огромного материала сформулировать максимально адекватные принципы деятельности, которые бы охватывали всю сферу утилизации и военных, и гражданских судов и кораблей от самого начала и до достижения конечной цели, даже если работать до этой цели предстоит порядка ста лет.

План выделяет около 45 конкретных необходимых мероприятий – «приоритетных» и «высшего приоритета». Шесть из них относятся непосредственно к Северодвинску. Это работы, связанные с утилизацией крейсера «Адмирал Ушаков» и АПЛ 661-го проекта (знаменитая «Золотая рыбка»), реабилитация «162-го объекта» - хранилища твердых радиоактивных отходов (РО) на «Звездочке» и пункта хранения РО «Миронова гора», создание автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на предприятиях и в целом по Северодвинску и области, реконструкция ягринского моста. Каждый из этих вопросов заслуживает отдельного разговора. Из уникального реактора «Золотой рыбки», к примеру, до сих пор не выгружено ядерное топливо: для этого требуется специальное оборудование; есть проблемы и с балластными цистернами, и вообще с корпусом, изготовленным из титанового сплава. И хотя руководитель службы радиационной безопасности Севмаша Александр Филаткин решительно заявил, что объект находится в безопасном состоянии, все же решать проблему корабля, который уже десять лет поддерживают на плаву корабелы Севмаша, необходимо как можно скорее. Весьма тревожна и ситуация с ягринским мостом, по которому, помимо прочего, регулярно проходят спецэшелоны с отработавшим ядерным топливом. Достаточно сказать, что, как выясняется, металл некоторых его конструкций может эксплуатироваться лишь при температуре выше нуля! Опоры смещены в сторону русла, ряд из них буквально срезает вода – словом, еще в 2003 году мост официально признан аварийным…

Решать эти и многие другие проблемы необходимо не просто безотлагательно, но еще и, вероятно, лишь собственными силами. Во всяком случае, академик Саркисов отмечает, что иностранная помощь в рамках различных совместных проектов сокращается с каждым годом. Да и ранее львиная доля ее приходилась на те программы, которые были непосредственно направлены на сокращение флота России. В кулуарах представители «стран-доноров» говорят вполне откровенно: финансировать утилизацию кораблей – это решаемый вопрос, а вот поддерживать как-либо работы, способствующие восстановлению российского судостроения и российского флота, Запад точно не собирается.

Что ж, со стороны наших партнеров это весьма логично. Что говорить об иностранцах, если правительство России предлагает считать ягринский мост муниципальной проблемой и решать за счет местных ресурсов! Да фактически это и делается – ряд временных мероприятий провела своими силами «Звездочка». Между тем, стоимость реконструкции – 704 миллиона рублей. Сумма непосильная для местного бюджета, но вряд ли недоступная для казны федеральной, с многомиллиардным профицитом, - было бы желание понять проблему!

Может быть, хотя бы недавняя трагедия с мостом в Миннеаполисе в США, как и подрыв «Невского экспресса» в Новгородской области заставит властей предержащих (да и иностранных доноров) обратить внимание на проблему?

- Мост упадет – деньги найдутся, - с горечью сказал на встрече главный специалист НИПТБ «Онега» Александр Дунаев.

Академик Саркисов еще раз обещал поддержать интересы северо¬двинцев как на правительственном, так и на международном уровне. (Ашоту Аракеловичу, заметим в скобках, не привыкать бороться: характер выковали четыре года, которые он, по собственному выражению, «месил болото» на Ленинградском и Карельском фронтах, и без малого полвека службы в ВМФ.) В ближайшие полтора месяца отцу Стратегического мастер-плана предстоят интенсивные переговоры с представителями Европейского банка реконструкции и развития и других международных структур.

Академик Саркисов выразил готовность по мере возможности поддержать Северодвинск и в вопросе о присвоении нашему городу статуса наукограда.

Станислав ЗЕЛЯНИН