Корабельная сторона
Номер от 19 июня 2007 г.

С «Белкомуром» нас прокатили
«Машинистом» стал мурманский губернатор Юрий Евдокимов

Разговоров о перспективах железнодорожной магистрали «Белкомур», которая пройдет по нашей области, и раньше хватало, а при губернаторе Анатолии Ефремове проект считался одной из главных «фишек» в его экономической программе. Однако уже несколько лет работы на железнодорожной трассе не ведутся - нет финансирования.

НА ПРОШЛОЙ неделе была предпринята очередная попытка администрации реализовать проект, а точнее - получить под него деньги. На этот раз - в Санкт-Петербурге, где проходил XI Международный экономический форум.

Напомним, магистраль Белое море - Коми - Урал должна соединить Пермский край и Республику Коми с Архангельском и портами Финляндии. В перспективе «Белкомур», как считают авторы проекта, должен на 800 километров сократить путь грузов в Северную Европу из регионов Сибири, а также стран Средней Азии и Дальнего Востока. Общая протяженность будущей магистрали - 1311 км, 120 км новых путей уже построены, более 700 км предстоит проложить. Предполагаемая сумма необходимых инвестиций в проект составляет от 50 до 100 млрд руб. Строительство магистрали планировали возобновить в 2008 году, получив деньги из средств Федерального инвестиционного фонда.

Поначалу все к тому и шло: главы регионов Республики Коми, Пермского края, Архангельской области подписали меморандум о реализации проекта. Затем, уже на форуме, министр транспорта РФ Игорь Левитин поддержал проект строительства, отметив, что «Белкомур» крайне необходим, поскольку существенно увеличит поток грузов на европейские мировые рынки. Тогда же он выразил надежду на то, что уже в ближайшее время начнется реализация проекта.

Однако, как известно, в России надеждами можно питаться много лет. Так и в случае с «Белкомуром»: транспортный проект... так и не вошел в число рекомендованных к утверждению инвестиционной комиссией Минэкономразвития. Это стало известно 13 июня. Одобрение в Санкт-Петербурге заслужили четыре других проекта: «Урал Промышленный - Урал Полярный», «Комплексное развитие Южной Якутии», проект скоростного пассажирского движения на участке Санкт-Петербург - Хельсинки и строительство второго участка автотрассы Москва - Санкт-Петербург. Все они получат из Инвестиционного фонда 45 млрд рублей.

Как считают аналитики, при рассмотрении проекта «Белкомур» на форуме отрицательную роль сыграл губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов. При обсуждении он высказался против, утверждая, что в существующем варианте реализация «Белкомура» снизит поток грузов через Мурманский порт. По его мнению, проект можно рассматривать только в том случае, если в нем будет предусмотрена ветка на Мурманск.

Олег АНДРЕЕВ