Корабельная сторона
Номер от 22 мая 2007 г.

«Ермак»: и вашим, и нашим
«Поскольку первый в мире ледокол «Ермак» был построен по инициативе нашего знаменитого адмирала С.О. Макарова, я считал, что это корабль с самого начала относился к военному ведомству. Однако недавно узнал, что большая часть команды его была набрана из гражданских моряков. Поясните, почему? Андрей КАСАТАНОВ».

Потому что в 1899-1900гг. ледокол «Ермак» принадлежал Министерству финансов и ходил под коммерческим флагом. При этом его команда действительно состояла из вольнонаемных моряков, за исключением командира и нескольких офицеров. Именно такая странная ситуация во многом и предопределила дальнейшие дискуссии об использовании «Ермака». Минфин, прежде всего, хотел получать прибыль, а С.О. Макаров - заниматься на корабле военно-морскими исследованиями.

Кстати, упомянутая «половинчатость» отразилась и в названии ледокола. Степан Осипович, например, предлагал три варианта его названия: «Енисей», «Петербург», «Добрыня Никитич либо «Добрыня». А назвали корабль «Ермаком». Так пожелали сибирские купцы. Ясно, что неспроста, ведь на постройку ледокола именно они внесли самый солидный куш и потому имели право...

К слову, если вас интересуют другие любопытные подробности из истории создания первого в мире линейного ледокола, настоятельно советуем вам прочесть книгу Никиты Кузнецова «Ледокол «Ермак». Она вышла в московском издательстве «Цейхгауз» в этом году.