Корабельная сторона
Номер от 22 мая 2007 г.

Лакомый Штокманский пряник
На него имеют виды многие, в том числе и иностранцы

КОМПАНИИ всего мира стремятся стать участником консорциума по разработке шельфовых богатств Баренцева региона. Больше шансов у норвежцев, которые уже доказали, что обладают самыми современными технологиями по разработке нефтегазовых месторождений в Арктике.

Помимо этого, они установили деловые контакты с российскими регионами, прежде всего Мурманской и Архангельской областями: создали здесь свои представительства, финансируют совместные акции, обучающие семинары специалистов российских предприятий.

На прошлой неделе в Архангельск приехали около полусотни представителей зарубежных транспортных, логистических, нефтегазовых компаний. Цель визита - обсуждение проекта «Северный морской коридор» (СМК). Он реализуется по инициативе Европейского Союза в рамках программы ЕС-Россия. Проект охватывает территорию, простирающуюся от Великобритании на юге, Исландии и Гренландии на северо-западе до Норвегии и России на северо-востоке. По замыслу разработчиков, для увеличения объемов морских перевозок в северной части Европы должна быть создана единая транспортная система, включающая в себя инфраструктуру портов. Участники проекта, на него завязаны 8 стран, не скрывают, что первопричиной его разработки стала чрезмерная загруженность балтийских портов. Второй по значимости предпосылкой создания «Северного морского коридора» послужили открытые месторождения нефти и газа на арктическом шельфе.

- В Евросоюзе, - говорит руководитель проекта Олаф Хауге, - готов доклад о развитии транспортных путей из Европы в Россию, приоритетными признаются голубые дороги Черного и Балтийского морей. Наша общая задача - продвинуть свои транспортные услуги в ЕС и добиться финансирования проекта.

Приехавший на конференцию вице-спикер Государственной думы Артур Чилингаров отметил, что «Северный морской коридор» является перспективным, потому что связан напрямую с Северным морским путем, который вновь становится востребованным.

- В Мурманске, где проходила последняя Морская коллегия, Владимир Путин дал мне поручение подготовить программу реанимации Севморпути, - сообщил на пресс-конференции Артур Николаевич. - Эта трасса должна стать привлекательной не только для российских перевозчиков, но и для всех, кто заинтересован в самом коротком пути из Европы в Азию.

По словам Чилингарова, в ближайшее время будет создана специальная государственная структура, которая получит в свое распоряжение атомный ледокольный флот - «это не дело, что он передан в управление частной компании - Мурманскому морскому пароходству». Он сообщил также, что создано некоммерческое партнерство «Ассоциация пользователей Северного морского пути», и представил руководителя Владимира Михайличенко, который рассказал, что разрабатывается так называемый «арктический проект».

- Сейчас ищем груз, чтобы сделать пробный рейс на контейнеровозе усиленного ледового класса до восточного побережья Аляски. Архангельск исторически связан с Северным морским путем, ему найдется место в транспортной схеме, - добавил Михайличенко.

Дополнительные грузопотоки нужны позарез Архангельскому морскому порту, мощности которого сейчас используются наполовину. Кроме того, подчеркнул заместитель директора департамента транспорта и связи областной администрации Владимир Кочуров, для активного участия в освоении нефтяных и газовых ресурсов северных морей необходимо строительство глубоководного портового терминала севернее острова Мудьюг. Новый глубоководный район порта в связке с железнодорожной магистралью Белкомур (Архангельск-Сыктывкар-Кудымкар-Пермь) не только связали бы Северную Европу и Азию, но и вывели бы экономику Европейского Севера, Урала и Сибири на качественно новый уровень.

В ходе работы конференции губернатор Николай Киселев и председатель губернского Совета норвежской губернии Рогаланд г-н Руал Бергсакер подписали меморандум о сотрудничестве между администрациями возглавляемых ими регионов. В документе зафиксировано намерение сторон способствовать реализации проектов, представляющих взаимный интерес, сосредоточиться на исследованиях, связанных с развитием нефтяной и газовой отраслей в Баренцевом регионе. Отмечена также важность установления и дальнейшего развития культурных и туристических связей между Архангельской областью и губернией Рогаланд.

Алексей ГУНДОРОВ