Корабельная сторона
Номер от 14 мая 2007 г.

Волокли волокуши волы
«Объясните, пожалуйста, что означает такой специфический термин, как волок, применительно к водным путям? Встречаю его не в первый раз, а точного определения не встречал. Подозреваю, что это некая часть сухопутного пути. И второе: можно ли отнести к волоку знаменитую «Государеву дорогу» Петра Великого? Алексей ГОЛОВИН».

В принципе, вы верно истолковываете значение слова «волок». Мы же дадим его трактовку по Морскому энциклопедическому словарю: «Волок - узкое место между двумя водными бассейнами, используемое для передвижения судов по суше из одного водного бассейна в другой (чаще из реки в реку) с применением специальных технических приспособлений - катков и колес».

Добавим, что иногда к днищу судна, которому предстояло перемещаться волоком, специально приделывали волокуши, а если судно было не очень крупных габаритов, то его вообще переносили на руках, то есть - безо всяких приспособлений. Известно, например, что в XVIII-XIX вв. на волжско-донском участке суда перекатывали на бревнах (вместо катков), используя тягловую силу волов.

Древнейшим из известных истории волоков является Диолк - путь из Ионического в Эгейское море через Коринфский перешеек. Можно ли отнести «Государеву дорогу» из Белого моря в Ладожское озеро к волоку? Думается, да. Причем это был уникальный волок, ведь, насколько известно, свои корабли Петр I по нему и «катил», и «тащил», а в иных случаях просто «переносил на руках».