Корабельная сторона
Номер от 14 мая 2007 г.

«Морская победа» в канун Дня Победы
К тому же это еще и третья победа - трудовая

8 мая ее торжественно отмечал многотысячный коллектив северодвинской «Звездочки». В этот день заводской эллинг покинула очередная подлодка - «Синдувиджай» («Морская победа»). Корабль индийских ВМС проходит на предприятии ремонт и модернизацию. Вывод из эллинга означает, что завершен практически самый главный этап в продвижении обновленного корабля из цеха к морской стихии.

КАЖЕТСЯ, не так уж и давно - весной 2005-го - ягринский стапель-поезд принимал на свои транспортеры предыдущий корабль индийцев- «Синдугош». И вот - «Синдувиджай» - четвертая подлодка под флагом индийских ВМС, которая прошла ремонт и модернизацию на «Звездочке».

Все четыре корабля, к упомянутым добавим еще «Синдувир» и «Синдуратну», в свое время были созданы на советских верфях и относятся к семейству дизель-электрических лодок 877 ЭКМ проекта. Добавочные литеры - «ЭКМ» означают их особенности по экспортному варианту. У проекта 877 прекрасная репутация, но, как известно, время не щадит самые совершенные творения. К тому же сказывается интенсивная эксплуатация в условиях южных вод и тропического климата Индийского океана.

Деловому сотрудничеству ягринцев и военных моряков из Индии скоро будет 10 лет. Первый экспортный заказ - подлодка «Синдувир», помнится, шла тяжело, впрочем, как и любое начинание, как и большинство головных кораблей. Коллектив «Звездочки» проявил тогда завидный характер, ведь тогда предприятие работало в условиях всеобщей ельцинской разрухи, и сегодня можно поспорить, что для ягринцев было сложней: преодолевать непогодь так называемых экономических реформ или многочисленные технологические трудности.

А ПОТОМ ремонт и модернизацию индийских заказов на «Звездочке», что называется, поставили на поток. Хотя полного стандарта и не получилось - каждая из лодок покинула Северодвинск с более совершенными системами вооружения, акустики и связи. Задуманные по проекту как противолодочные торпедные, корабли 877 проекта на ягринской верфи стали затем вооружаться еще и ракетным комплексом. Не стал исключением и «Синдувиджай». По словам Раджамани Суреша, руководителя группы наблюдения за ходом ремонта, эта лодка, по сравнению с тремя предыдущими, оснащена самым сложным «модернизационным пакетом». В частности, на корабле, помимо ракетного комплекса «CLUB», установлено индийское оборудование - гидроакустический комплекс USHUS, система радиосвязи CCS-MK.

В церемонии 8 мая участвовал полномочный министр посольства Индии в России господин Дивиаб Манчанда. Это однозначно свидетельствует о том, какое значение придается в его стране модернизации военно-морских сил. Всего в составе ВМФ Индии состоит 10 подлодок проекта 877 ЭКМ, и вроде есть основания «Звездочке» рассчитывать на новые заказы. Однако в перспективах сотрудничества северодвинцев в этом направлении ныне появились существенные нюансы. Индийцы теперь больше заинтересованы, чтобы модернизация велась на их собственных верфях. Возможно, такой вариант экономически более выгоден, возможно, по иным причинам индийцам сподручнее самим и у себя освоить модернизационные технологии, но что есть, то есть.

К слову, специалисты «Звездочки» уже работают в Индии на лодке «Синдукирти», идут переговоры о модернизации еще на одном корабле, но, опять же, не в Северодвинске, а там - в Индии. Так что прервется ли на «Синдувиджае» экспортная линия «Звездочки», начавшаяся ремонтом «Синдувира», сказать трудно. Но на торжественной церемонии 8 мая генеральный директор ягринской верфи Николай Калистратов со свойственным ему чувством юмора намекнул зарубежным заказчикам: неплохо, чтобы республика Индия не оставила «Звёздочку» без работы, а полномочный министр посольства Индии в России г-н Дивиаб Манчанда ему особо не возражал.

На церемонии, как водится, были официальные речи, звучали гимны двух стран, били о борт традиционную бутылку шампанского... К слову, вот незадача - бутылка о борт «Синдувиджая» разбилась со второй попытки. Кто-то даже всерьез огорчился по этому поводу, но, похоже, индийские моряки на то не обратили особого внимания. По принятой на их флоте традиции они разбили о корпус лодки... кокосовый орех, и этот церемониальный орех раскололся с первой попытки.

Впереди у «Синдувиджая» достроечные работы, швартовные, заводские и государственные испытания. Лодку планируют передать индийскому заказчику ближе к концу этого года. С определенной оговоркой можно сказать, что 8 мая корабль вышел на финишную прямую, ведущую в океан.

Олег АНДРЕЕВ