Корабельная сторона
Номер от 2 мая 2007 г.

Их самолеты и наш «пароходик с Миссисипи»
Крылатые машины англичан обретали крылья на Кегострове

В канун праздника Победы редкую для времен войны фотографию предоставил нам в редакцию архангельский коллекционер Иван Дмитриевич Ижмяков. На ней сцена, запечатленная военным корреспондентом, скорее всего, на одном из аэродромов Северного флота.

В ЦЕНТРЕ КАДРА - группа отдыхающих людей, среди которых, очевидно, английские авиатехники и летчики, тут же наш строгий часовой при винтовке. Снимок в самом деле заслуживает внимания, хотя бы потому, что на нем нетипичная для официальной фотодокументалистики бытовая военная сцена. К тому же интересным объектом, хотя он и на втором плане, здесь представляется и самолет «Харрикейн». Мы много слышали об этих скоростных, выносливых и надежных истребителях английского производства, но до поры до времени даже не представляли, как они выглядели.

Между тем известно, что «Харрикейны» в разобранном виде доставлялись транспортами союзников в порт Молотовска. Отсюда они отправлялись по железной дороге в прифронтовые районы, где крылатые машины собирались для отправки в передовые авиационные части. Так, на нашем Северном флоте было сформировано сразу несколько крупных авиационных соединений, чей костяк составили «Харрикейны».

Однако мало кто знает, что самые первые самолеты марки «Харрикейн» оказались на нашей архангельской земле уже в самые первые месяцы Великой Отечественной войны, и, к слову, случилось это не так уж и далеко от нашего города - на Кегострове. Здесь находилась небольшая передвижная мастерская англичан по сборке самолетов. Именно здесь были собраны первые машины, поставленные в Советский Союз по ленд-лизу. После этого английские самолеты улетели на Мурманский Север.

Долго ли работала кегостровская мастерская, неизвестно, но есть сведения о том, что в качестве временного «общежития» для союзников использовался колесный пассажирский пароход, пришвартованный к двинскому берегу. Между прочим, сохранились даже воспоминания британских постояльцев русского парохода. В них плавучее пристанище называлось «пароходик с Миссисипи» - так окрестили его англичане за очень архаичный вид.

А крылатые «Харрикейны» поступали на вооружение наших армии и флота через архангельский и молотовский порты практически до того времени, когда в войне наступил коренной перелом.

Олег АНДРЕЕВ