Корабельная сторона
Номер от 24 апреля 2007 г.

На брег песчаный и пустой
Наши морские окрестности первыми обследовали военные гидрографы

В официальной летописи Северодвинска речной пароход «Иван Каляев» значится первым судном, которое доставило к месту будущего города первых его строителей. Однако годом раньше и с других пароходов на местное взморье высадились те, кто подготовил главный строительный плацдарм, - военные гидрографы.

Сухим языком приказа задачу им сформулировали так: создать геодезическую основу, выполнить наблюдения на ней, в районе будущей базы произвести промер прибрежный и морской, а также топографическую съемку от Унской губы до Пудожемского устья, включая остров Ягры и подходы к нему. Задание считалось правительственным. Поэтому работы возглавили сами руководители Северной гидрографической экспедиции - ее начальник капитан I ранга Дмитрий Васильевич Шинков и его заместитель Евгений Георгиевич Глинков.

Как только Двинский залив очистился ото льда, 18 мая 1935 года у поморской деревни Сюзьма с борта парохода «Мигалка» высадились гидрографы из партии старшего лейтенанта Альберта Георгиевича Терешина. На берег они выгрузили два промерных моторных бота, инструменты, оборудование, другое снаряжение. Немного позже для промера глубин из Архангельска пришло еще одно судно - «Мгла». Любопытная деталь: пароходик «Мгла» был старым, но на нем впервые в отечественной практике опробовали первый советский эхолот, изготовленный на ленинградском заводе «Коминтерн».

«Берега были пустынными, песчаными, с барханами и редким кустарником. Кое-где находились бараки со спецконтингентом. Над всей местностью величественно возвышался Никольский монастырь...» - такие строки появились в дневнике Ивана Даниловича Мороза - одного из тех, кто самым первым составлял подробное описание морских окрестностей будущего Северодвинска. К слову, высокое каменное строение монастыря, приметное с больших расстояний, гидрографы сразу же включили в свою геодезическую сеть и нарекли по-своему - «основной координаторный пункт».

Как вспоминают сегодня ветераны архангельской военной гидрографии, весной и летом 1935 года люди воспользовались белыми ночами и работали по 18-20 часов в сутки. К исходу июля все картографические работы были завершены. Они отличались высоким качеством и сразу же пошли в работу. По ним специалисты не только составили навигационные карты и пособия, но и дали рекомендации для проектирования и строительства объектов будущего завода и города. Самыми первыми воспользовались ими те, кому поручили проложить входной фарватер и углубить заводскую акваторию.

Олег ХИМАНЫЧ