Корабельная сторона
Номер от 17 апреля 2007 г.

Последняя попытка русского подплава
Россия тяжело расстается с иллюзиями и еще верит в державность

«Подводный флот России по своему потенциалу уступает только подводным силам ВМС США. Сегодня состав подводных сил российского Военно-Морского Флота существенно сократился. В строю остались главным образом подводные лодки третьего послевоенного поколения. Вместе с тем российский подводный флот по корабельному составу и по боевым возможностям является вторым в мире, уступая лишь подводным силам военно-морских сил США». Слова эти прозвучали недавно и принадлежат помощнику главкома ВМФ России капитану I ранга Игорю Дыгало, чьими устами уже несколько лет командование российского ВМФ обнародует свои официальные заявления. Такая уж у Игоря Викторовича служба.

Столь же оптимистичным был помощник главкома, рассказывая о будущем. В частности, он заявил, что строительство подводных лодок в России никогда не прекращалось, продолжается в настоящее время, и сослался на то, что Севмаш заложил новейшую атомную лодку «Владимир Мономах», «Адмиралтейские верфи» - новейшую дизельную лодку «Севастополь». Упомянул Игорь Викторович и об испытаниях новейшей дизельной лодки «Санкт-Петербург», и об успешном запуске ракеты с Северного полюса экипажем АПЛ «Екатеринбург»...

На российского обывателя, в большинстве своем не искушенного в вопросах подплава, подобное, может, и произвело бы впечатление, а на северодвинских корабелов вряд ли. Мы ведь помним времена, когда один только Севмаш сдавал от 4 до 6 атомных лодок в год, «Звездочка» модернизировала не меньше двух, а к ним добавлялись еще и подлодки Ленинграда, Комсомольска-на-Амуре и Горького. К тому же и запуски ракет с полюса в ту пору не считались исключительным героизмом.

Россия всегда с трудом расставалась со своими иллюзиями. То же происходит и сегодня. Пятнадцать лет уж нет Советского Союза, который и в самом деле обладал державным флотом, и реалия заключается в том, что и флота прежнего нет, а мы по обыкновению тешимся наивной верой в некую державность.

Военные аналитики называют два грубейших просчета горбачевской «перестройки»: подрыв престижа и невостребованность ВМФ как политического инструмента для укрепления позиций страны в мире. И вторая ошибка - разгром материальной базы флота под предлогом его реформирования.

ФАКТИЧЕСКИ это было бессистемное сокращение сил ВМФ, хотя корабли еще были боеспособны и не отслужили свое. К 1996-му численность личного состава нашего ВМФ сократили почти наполовину, а корабельный состав - на 42%. Итог: на апрель 2000 года подводные силы России имели в строю что-то около 20 атомных подводных лодок стратегического назначения различных проектов. Для сравнения: СССР в 1986 году располагал 61 лодкой с баллистическими ракетами, 30 атомными многоцелевыми, в том числе девятью аналогичными «Курску». Новейших дизельных лодок насчитывалось более трех десятков.

Дальше - больше, с 1990 года в состав флота не вступил ни один подводный ракетоносец стратегического назначения. Начатое в 1996 году строительство головного корабля нового проекта «Юрий Долгорукий» все еще продолжается, хотя изначально предполагалось закладывать в год по одной АПЛ этого класса, а всю серию завершить к... 2005 году. Между тем находящиеся в строю ракетоносцы уже практически находятся на грани своего критического возраста - 25 лет. Большинство многоцелевых АПЛ также не в лучшем состоянии. То же и с дизельными лодками. Да, сегодня проходит испытания новейшая подлодка «Санкт-Петербург». Но она заложена еще в 1997-м, то есть, так называемый ныне «новейший» корабль строился 10 лет! А ведь еще президент Ельцин уверял: после 2006 года начнется масштабные строительство и поставка в Вооруженные силы новых образцов. И где они?

Иными словами, со времен трагедии «Курска» к юношескому оптимизму г-на Дыгало российская общественность уже начинает привыкать. Однако, выясняется, не все его разделяют. В их числе те военные аналитики, кто выстраивает свои суждения не из виртуальных ситуаций, а владеет практическим опытом ныне растерзанного подплава.

Капитан I ранга запаса Игорь Костев прошел путь офицера-подводника на кораблях советского флота, служил на командных должностях, в качестве председателя государственной комиссии принимал в строй четыре атомные лодки. Нелишне узнать и его мнение.

Время торопит

Игорь Георгиевич Костев из тех, кто убежден - первопричиной негативных процессов в нашем флоте является общий кризис в постсоветской России, суть которого в безумном, фактически преступном развале СССР, его экономики, в безрассудном стремлении ринуться в так называемый «рынок».

Обвал флота и судостроительной отрасли, по его словам, произошел в результате недальновидности и некомпетентности политического руководства России. Бездарно потеряны сотни кораблей и подводных лодок, уникальные технологии судостроительной промышленности, развалены заводы, многое упущено и сегодня не востребовано. Однако базовые наработки в нашем подводном судостроении, заложенные еще в Советском Союзе, позволяют России сделать последнюю попытку остаться в первой тройке лидеров мирового подводного кораблестроения.

Эту свою гипотезу он выстраивает на основе своего общения с двумя выдающимися личностями России в области кораблестроения - академиком Игорем Дмитриевичем Спасским и генеральным директором «Адмиралтейских верфей» Владимиром Леонидовичем Александровым. Но главное, что оговаривает аналитик Костев: для этого еще потребуется создать условия, а у России осталось совсем немного времени. О каких условиях речь?

Первое - спланировать будущее флота, создать систему его развития и использования. К сожалению, это не было сделано ни с началом горбачевской перестройки, ни в последующем в ельцинской России. Нет этого и сейчас. Отсутствие прогноза, неумение работать на перспективу Костев называет нашей исторической проблемой, и не только флотской, а государственной, и утверждает: стратегические цели российского подводного флота не сформулированы и сегодня.

Второе - при условии полноценного финансирования всего оборонного комплекса крайне необходимо проявить внимание именно к Военно-Морскому Флоту и первый шаг направить на усиление сил ядерного сдерживания в пользу подводных лодок. Так в свое время сделали американцы, которые вынесли большинство стартовых установок баллистических ракет в Мировой океан.

Однако для этого нужны новые корабли. Сегодня есть Государственная программы вооружения до 2015 года, и с ней можно связывать определенные перспективы. Но ведь многое и упущено. А подлодка - это вид продукции с длительным циклом производства. В создании вооружения и военной техники для подводного корабля задействованы десятки предприятий с различной формой собственности. Здесь важно знать перспективу по строительству кораблей, по срокам и объемам их финансирования. А то же строительство «Санкт-Петербурга» свидетельствует о том, что этого нет. Если в пять-десять лет будет спускаться на воду всего один корабль, ни о какой кооперации предприятий, создающих корабль, говорить нельзя, размышляет аналитик, ее просто не будет, поскольку она растянется на десятилетия. И тогда о флоте можно забыть.

Выделим также еще одно ключевое положение, о котором говорит Игорь Костев: флот России может развиваться только в том случае, если государство создаст полноценную, самостоятельную организационно-штатную структуру флота - военно-морское министерство, как это уже было ранее, или же хорошо развитый главкомат ВМФ. Без этого Россия не сможет конкурировать с реальными морскими державами мира, какими на сегодня являются США, Англия, Франция, Китай и Индия. Все они имеют океанские ВМС, потому что осознали - грядет век борьбы за Мировой океан.

Флот - дипломат

Нужно исходить из того, что человечество обречено идти в глубь океана, после того как ресурсы земли будут исчерпаны. Кто начнет этот поход раньше, тот и будет им владеть. Весь океан будет поделен, скорее всего, цивилизованным способом - заключением соответствующих международных договоров, но наличие военных флотов здесь сыграет решающую роль.

- Мощный ВМФ - это сила не только для устрашения и сдерживания чьих-то агрессивных намерений, а прежде всего необходимый политический фактор влияния в мирный период на международную ситуацию, - говорит Игорь Костев. - Только флот своим присутствием в различных регионах Мирового океана, не нарушая международно-правовых норм, может демонстрировать достижения науки и техники страны, ее интеллект и величие. А такая демонстрация достижений невозможна никакими видами Вооруженных сил, кроме флота. Поэтому повышенное внимание к нему - это не ведомственный подход к отдельному виду Вооруженных сил, а государственная, державная политика, которой не хватает России. Наша страна сегодня не может подкрепить свои дипломатические и политические доказательства там, где имеются ее бесспорные интересы. Чтобы решить эту проблему в Мировом океане, надо начать восстановление морской мощи России. И здесь уже совершенно очевидно, что в ХХI веке подводные лодки как стратегического, так и оперативно-тактического назначения останутся не только необходимой, но и основной составляющей Военно-морских сил.

Облик XXI века

Как представляется Игорю Георгиевичу, нашему флоту нужно иметь все основные подклассы подлодок. Первый - ракетоносцы - для действий на больших удалениях от своих баз, в том числе и подо льдами Арктики. Такие корабли в США давно являются основой стратегических ядерных сил, Англия и Франция также сохраняют аналогичные силы. Маловероятно, что стратегическое ядерное оружие полностью будет ликвидировано даже к концу ХХI века. Потому-то и в России подлодки с баллистическими ракетами привлекают все большее внимание высшей власти. Второй подкласс - многоцелевые атомные лодки, способные действовать в удаленных районах Мирового океана, в том числе и совместно с ракетоносцами. Наконец, должны быть и дизель-электрические лодки - для ближних и дальних морских зон.

О количественном составе. Количество атомных ракетоносцев, на взгляд Игоря Костева, значительно сократится. Тому есть три причины. Первая - экономика страны не осилит строительство дорогостоящих АПЛ. Вторая - «холодная война» окончена, не надо иметь их сотни. Третья - возможное радиоактивное загрязнение окружающей среды, в том числе и в ходе утилизации атомоходов. Можно предположить, до 2030 года число всех АПЛ вряд ли превысит два десятка единиц.

В целом же из оборонной доктрины следует, что необходимо меньшее количество подлодок в составе флотов, чем это было. На флотах - по одному соединению дизель-электрических подлодок, а на Северном и Тихоокеанском - еще и по 1-2 соединениям АПЛ. Количественный состав их трудно прогнозировать, здесь все будет зависеть от политического руководства и экономического состояния страны.

При этом основные характеристики подлодок: скорость, глубина погружения, автономность - видимо, не претерпят существенных изменений. Правда, для дизель-электрических лодок будут характерны движительные установки, позволяющие находиться под водой не несколько десятков часов, а до 20-30 суток. Попытки найти новые источники энергии и новые технологии для создания движителей дизель-электрических подлодок предпринимались и в прошлом веке. Не откажутся от них и в веке нынешнем.

Из опыта эксплуатации боевых подлодок следует, что в их техническом облике будет сделан упор на малую шумность. Одним из направлений к этому является создание однокорпусных лодок. Малая шумность может быть достигнута и за счет широкого внедрения одновальных лодок. Есть еще одна особенность технического облика - корпуса, которые будут изготовляться из сверхпрочных материалов. Здесь у России есть опыт - АПЛ из титанового сплава. Титан обладает большой прочностью, имеет малое магнитное поле, что повышает главное тактическое свойство лодок - скрытность. Правда, стоимость таких корпусов ощутимо выше стальных. Поэтому титановые лодки, наиболее вероятно, будут единичного образца и лишь для решения специальных задач.

Возможно, появятся субмарины принципиально нового качества и назначения, которые займут достойное место в научных исследованиях Мирового океана, ведь на сегодняшнем этапе, пожалуй, только они обладают теми характеристиками, которые позволяют исследовать Мировой океан в любой точке планеты, в том числе и под паковыми льдами Арктики. Впрочем, это тоже не ново, поскольку в прошлом веке такие идеи высказывались.

Но в целом развитие российского подплава, а по сути его последняя попытка вернуть стране державность, будет зависеть опять-таки от экономических возможностей страны и дальновидности ее руководства.

Олег ХИМАНЫЧ