Корабельная сторона
Номер от 17 апреля 2007 г.

Почин «Юрия Долгорукого»
Впервые за 17 лет со стапелей Севмаша сошел новый ракетоносец

РАЗБИТЬ традиционную бутылку шампанского о борт корабля на этот раз доверили не даме, а офицеру - командиру БЧ-5. Бутылка разбилась с первого раза, обдав металл веселыми брызгами. Хорошая примета!

Между тем путь «Юрия Долгорукого» начинался очень нелегко - в кризисные девяностые. Всем памятны безденежье «оборонки», масса технологических проблем - от отсутствия металла, ранее поставлявшегося украинской «Азовсталью», до разрушения старых кооперативных связей между поставщиками материалов и оборудования. Руководителям производства, корабелам Севмаша и конструкторам ЦКБ «Рубин» приходилось искать нешаблонные решения. Так, для «Юрия Долгорукого» было решено использовать конструкции, заготовленные для кораблей иных проектов, строительство которых было заморожено. Лишь в последние годы ситуация изменилась. В 2004 и 2006 годах на стапелях Севмаша были заложены второй и третий корабли проекта 955 - «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Еще на закладке последнего руководители Минобороны и командование ВМФ дали понять, что тремя крейсерами серия не ограничится. РПКСН проекта 955 (шифр «Борей») в открытых источниках обычно характеризуют как развитие основных идей и решений проекта 667 со всеми его модификациями. Развитие, однако, происходило на новом уровне, что и позволяет говорить о наших «князьях» как о крейсерах уже четвертого поколения.

Губернатор Архангельской области Николай Киселев на церемонии вывода обратился к первому вице-премьеру Сергею Иванову с просьбой поддержать многообещающий для Северодвинска инновационный проект сооружения сухого дока размерами 460х100 метров. Позднее в рабочем порядке это обсудили с Сергеем Борисовичем руководители северодвинских верфей. И все же праздник есть праздник, и в речах большинства выступавших на торжественной церемонии звучали победные ноты. Давний друг Севмаша и шеф «Долгорукого» московский мэр Юрий Лужков под благодарный гул голосов говорил о героизме корабелов. Главком ВМФ Владимир Масорин заявил, что уверен в успешных испытаниях и корабля, и предназначенного для него нового ракетного комплекса «Булава». С особой гордостью адмирал отметил, что перед нами именно российский корабль, который удалось построить усилиями только отечественных предприятий.

- Мы выбираемся из той ямы, в которой оказались в девяностых годах, - чуть позднее подытожил главком. Правда, он не смог порадовать тех, кто надеется на решение о модернизации оставшихся в строю «Акул» проекта 941: пока вопрос открыт... Однако адмирал сообщил журналистам, что АПЛ «Пантера» проекта 971, проходящая ремонт на Севмаше, вскоре вернется в строй. Вообще, флот может постепенно прийти к обслуживанию кораблей на родной для них верфи на протяжении всего жизненного цикла. А значит, корабелов Северодвинска ожидает много работы.

Алексей ЯНИН