Корабельная сторона
Номер от 10 апреля 2007 г.

Меняем Белкомур на Муркомур
Строили мы, строили и... засомневались

Произошло это на коллегии Министерства транспорта России. По мнению мурманского губернатора, соединение Белкомура с Финляндией и Норвегией снизит конкурентоспособность северных портов России, и тогда грузы уйдут к соседям. «Недаром же Норвегия так заинтересована в строительстве этой магистрали, - резюмировал губернатор и добавил, - зато строительство железнодорожной ветки на западный берег Кольского залива должно значительно увеличить загрузку Мурманского порта».

Ему вторит руководитель департамента промышленности и транспорта Мурманской области Петр Принц, в ведомстве которого уже готовят альтернативный проект. Он предусматривает комплексное развитие Мурманского транспортного узла на западном берегу Кольского залива. Там намечено строительство нефтеналивного терминала стоимостью 564 млн долларов, угольного терминала стоимостью 480 млн долларов и железнодорожной ветки, стоимость которой оценивается суммой порядка 270 млн рублей. Кроме того, для привлечения транзитных грузов предусматривается строительство глубоководного контейнерного терминала. Его смета пока уточняется. Более того, учитывается возможность создания нового порта на западном берегу Кольского залива, а в целом власти Мурманской области рассчитывают на концепцию создания особой экономической зоны. Сейчас рассматривается несколько вариантов расположения глубоководного контейнерного терминала - в морском, рыбном портах Мурманска или на западном берегу залива. Предполагается, что на площадке угольного терминала инвесторам будет предложено строить и нефтеналивные терминалы. Проект развития Мурманского узла предполагает расширение и реконструкцию железнодорожной сети с соответствующим развитием станций. Реализовать заявленные проекты предполагается в рамках государственно-частного партнерства. В частности, ОАО «Кузбассразрезуголь» и ЗАО «Синтез Петролеум» уже заявили о своей заинтересованности в строительстве терминальных мощностей.

Добавим, что в декабре прошлого года заместитель министра транспорта Александр Мишарин заявил о возможном сокращении грузопотока на Северо-Западе России в результате появления Белкомура. В результате этого могут пострадать экономические интересы не только стивидоров, но и железнодорожников.

А ведь помнится, какие райские кущи обрисовывал нам ныне бывший губернатор Архангельской области Анатолий Ефремов в связи со строительством Белкомура! А сколько политических дивидендов приобрел! Осталось только подсчитать, сколько денег вбухано в сомнительный прожект.

Олег АНДРЕЕВ