Корабельная сторона
Номер от 20 марта 2007 г.

Гром победы раздавайся?
Новый министр обороны посетил Главкомат ВМФ. Там ему бодро рапортовали. Произошло это на прошлой неделе - 14 марта. Анатолий Сердюков заслушал доклад главкома ВМФ адмирала Владимира Масорина о состоянии и основных направлениях строительства военного флота, а также итогах работы за 2006 год.

Из официального сообщения по этому поводу следует, что министр ознакомился с состоянием боевой и мобилизационной готовности, основными приоритетами строительства ВМФ, а также и то, что министр обороны положительно оценил итоги выполнения задач боевой службы и боевого дежурства силами ВМФ в прошлом году.

КСТАТИ, в прошлом году для решения задач боевой службы всего было выполнено «более 30 морских походов». Эту цифру адмирал Масорин назвал новому министру. Уточним ее - 31. Он же доложил, что взаимодействие ВМФ России с флотами иностранных государств включает в себя совместные военно-морские учения, обмен делегациями и взаимные визиты боевых кораблей. В минувшем году корабли российского военного флота в ходе задач боевой службы выполнили 34 официальных и деловых захода в порты 18 иностранных государств, участвовали в многонациональных и в двусторонних учениях с моряками Италии, Турции, Франции, Испании, Норвегии. Из официального сообщения также следует, что министр уделил особое внимание вопросам кораблестроения, перехода на военную службу по контракту, состояния научного комплекса ВМФ, воинской дисциплины и правопорядка, организации воспитательной работы, социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, тылового и технического обеспечения флота...

О пополнении флота новыми кораблями и средствами адмирал Масорин сообщил министру следующее: 1 февраля 2006 года заложен головной фрегат «Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков»; в состав Каспийской флотилии вошел современный малый артиллерийский корабль «Астрахань»; заложены атомная подводная лодка «Владимир Мономах», новейшая дизельная подводная лодка «Севастополь»; в 2007 году закончатся испытания современной дизельной подлодки «Санкт-Петербург»; в этом году ВМФ будет сдан головной корвет «Стерегущий»; поисково-спасательные силы ВМФ имеют в своем распоряжении нормобарические скафандры, аэромобильный комплекс «Пантера плюс», глубоководный подводный аппарат «Русь» и в ближайшее время получат современное океанское спасательное судно «Игорь Белоусов»...

Казалось бы, остается порадоваться за успехи нашего флота, но что-то не дает этого сделать.

31 поход в течение года - не маловато ли это для страны, которая претендует на роль морской державы? И потом, Анатолий Сердюков в новой должности считанные дни, а уже «положительно оценил итоги выполнения задач боевой службы и боевого дежурства силами ВМФ в 2006 году» - как-то подозрительно прытко получается. Наконец, далеко не все специалисты разделяют оптимизма главкома Масорина по поводу обновления наших Военно-морских сил. То, о чем рапортовал главком, нам уже известно. Но послушаем и доводы скептиков.

Критическая черта

«К 2016 году ВМФ перестанет отвечать требованиям самостоятельного вида Вооруженных сил, - заявляет Георгий Костев, капитан I ранга запаса, в прошлом известный подводник, ныне флотский аналитик, историк, автор нескольких исследований и книг. - Действительное положение дел в ВМФ свидетельствует об обратном. Возрождение и укрепление российского Военно-Морского Флота происходят лишь в воображении клерков со Старой площади. С полным основанием можно заявить, что сегодня ВМФ находится у критически опасной черты».

По мнению Георгия Георгиевича, это в первую очередь связано с техническим состоянием корабельного состава: более 80% надводных кораблей и подводных лодок, а также самолетов морской авиации требуют ремонта. Практически не ремонтируются сложные и дорогостоящие многоцелевые атомные подлодки и надводные корабли океанской зоны, имеющие достаточный запас срока службы, поэтому они пребывают в небоеспособном состоянии и затем выводятся из боевого состава.

Практически за всю новейшую историю России Военно-Морской Флот не пополнялся новыми кораблями, самолетами, образцами морского оружия. По своим качественным характеристикам образцы во-оружения и военной техники моряков России, за исключением единичных, уже существенно уступают своим аналогам, имеющимся у ведущих держав мира. А для кораблей постоянной готовности уже в ближайшей перспективе начнут заканчиваться запасы оружия.

Свою точку зрения каперанг Георгий Костев неоднократно доказывал и ранее, в публикациях «Независимого военного обозрения». Примечательно, ему даже не возражали - настолько он был убедителен. И вот один из последних его выводов: сегодня наш потенциальный противник во всех операционных зонах имеет подавляющее превосходство в силах, где в 9, а где и в 20 раз. В последующие годы это превосходство будет только нарастать. Это реальное и настоящее нашего ВМФ.

Мрачная перспектива

В этих критических для ВМФ условиях новая Государственная программа вооружения и военной техники на период до 2015 года могла бы в достаточной мере обеспечить насущные потребности Вооруженных сил, и ВМФ России в частности. Но этого, к сожалению, не происходит, хотя все экономические предпосылки налицо.

Анализ Государственной программы вооружения, рассчитанной до 2015 года, показывает, что на ее реализацию выделено всего 5 трлн рублей, из них около 80% - на модернизацию и закупку современных средств для всех Вооруженных сил страны. Ясно, что эти объемы не обеспечивают достижения количественного и качественного состава ВМФ даже на минимально достаточном уровне. Для сравнения: США только в год тратят указанную сумму на закупку новых вооружений. По самым оптимистическим прогнозам, ВМФ в рамках данной программы к 2015 году может приобрести 2-3 многоцелевые атомные подводные лодки, 4-5 дизельных подводных лодок и 9-12 надводных кораблей ближней морской зоны (корветов), что не восполнит даже естественную убыль корабельного состава ВМФ.

Практически исчезнут минно-тральные, десантные, малые ракетные и малые противолодочные корабли. Смертельный удар будет нанесен морской авиации, в которой останется 55-60 самолетов. Останутся одни воспоминания о морской ракетоносной и штурмовой авиации, а противолодочная будет представлена шестью самолетами Ту-142м.

Военно-Морской Флот СССР в 1985 году по количественному составу и своему боевому потенциалу почти в 10 раз превосходил указанную группировку ВМФ. В целом в 2016 году она составит не более 15-40% от минимально требуемого уровня и будет не способна выполнять поставленные задачи в военное время, то есть Россия с океанских и морских направлений окажется беззащитной.