Корабельная сторона
Номер от 13 марта 2007 г.

Папанину и не снилось
В дрейфе главное - не дрейфить! А крепкое судно будет. Похоже, времена, когда полярники, рискуя жизнью во имя науки, дрейфовали на льдинах в океане, уходят в прошлое. Вместо этих естественных «платформ» им предлагается разместиться на специальных судах-челноках. Такое предложение официально сделал петрозаводчанин Виктор Дмитриев, президент Морского клуба «Полярный Одиссей», выступая в Русском географическом обществе в Санкт-Петербурге. Его идею поддерживают ученые Карельского научного центра РАН.

«Суда-челноки совершенно необходимы для проведения постоянного мониторинга Арктики, научных исследований, обеспечения задач обороны и нефтегазового комплекса и развития высокоширотного туризма, - сказал Дмитриев. - На них будут созданы условия для реализации сложных научных программ, комплексного мониторинга, включающего судовые наблюдения, постановку автономных станций, дистанционных спутниковых измерений и моделирования».

Небольшие по размеру и стоимости многофункциональные арктические суда-челноки, считают проектировщики, должны быть пригодны к многоразовому использованию для дрейфа в автономном режиме. Предполагается создать на них безопасные и комфортабельные для проживания и работы исследователей условия, в том числе оснастить оборудованием для полной утилизации отходов. Длина первого проектируемого судна, которое уже окрестили как «Полярный Одиссей», - 50 метров, ширина 13,5 метра, высота 8,5 метра, осадка 5 метров, водоизмещение 1250 тонн. Челнок рассчитан на 35 человек, включая экипаж и полярных исследователей. Корпус должен изготавливаться из дуба и сосны, автономность дрейфа гарантируется на три года. В проектировании судна принимают участие КБ «Восток» ЦНИИ технологии судостроения, Государственный космический НПЦ имени Хруничева и НПО имени Лавочкина.

Строительство судна планируется вести на петрозаводском судостроительном заводе «Авангард». В рамках проекта запланировано строительство серии из 3-5 композитных судов. Расчетный срок строительства корпуса головного судна 1,5-2 года. Оценочная стоимость проекта составляет 2,5 миллиона рублей.

Ярослав ВОЗНЕСЕНСКИЙ