Корабельная сторона
Номер от 13 марта 2007 г.

«Победу» трудовой победой не назвать
Постыдная эпопея вокруг атомного ледокола длится уже 18 лет. На Балтийском заводе Санкт-Петербурга, впрочем, и в Мурманском морском пароходстве тоже, готовятся звенеть в трубы и бить в литавры - на конец марта намечена сдача в эксплуатацию атомного ледокола «50 лет Победы». Он пополнит флот ледовых богатырей, работающих на трассе Севморпути. В предпраздничных приготовлениях и сдаточной суете как-то позабылось, что этот корабль вполне может олицетворять собой корабельный долгострой России на стыке двух веков.

Корабль начали строить в марте 1989-го. Первоначальный срок сдачи ледокола был оговорен в договоре - 1993 год. Стоимость - 118 млн рублей. Правда, через два года после закладки заказчики и конструкторы решили разместить на ледоколе дополнительное оборудование, в том числе экологическое, и стоимость заказа возросла до 267 млн рублей.

А дальше государству, погрязшему в политических разборках и дележке своей собственности между частными лицами, было явно не до корабля, который должен был олицетворять не только наши достижения в Арктике, но и стать памятью о жертвах народа в Великой Отечественной. Из-за хронического недофинансирования к намеченному сроку сдачи ледокола балтийские корабелы смогли только спустить на воду его корпус. Дальше деньги выделялись мелкими переводами, а в 1999 году не перечислялись вообще.

В апреле 2000 года президент Путин поручил министерствам экономики, финансов и транспорта представить свои предложения по финансированию достройки корабля. Цель ставилась - окончание работ на ледоколе в 2004 году. Правительство послушно подготовило постановление, по которому запланировало ежегодно выделять корабелам по 750 млн рублей, но в свет оно так и не вышло. Поручение президента никто не собирался выполнять, а сам президент, видимо, забыл спросить с правительства.

Вялотекущий процесс строительства, если подобное можно назвать строительством, продолжался. Только в октябре 2002 года правительство, наконец, вспомнило о поручении президента и, выделив 2500 млн рублей, наметило срок сдачи ледокола - IV квартал 2004 года. Однако и здесь «вышла неувязочка» - уже в процессе постройки возникла необходимость работ, которые не могли быть спрогнозированы и оценены ранее, что впрочем, и не удивительно при такой долгоиграющей волынке. Снова потребовалось дополнительные сотни миллионов рублей. И новый срок сдачи - конец 2006 года.

По целому ряду причин не было в срок получено ядерное топливо для энергетической установки ледокола. Вопрос этот опять пришлось решать на уровне правительства, которое у нас расторопностью не отличается. В общем, топливо все же поставили на 14 (!) месяцев позднее, чем намечали, и в 2006-м многострадальный ледокол так и не был сдан.

В настоящее время «50 лет Победы» стоит у причальной стенки Балтийского завода Санкт-Петербурга. Государственные испытания корабль прошел в январе этого года, и, если доверять нашим СМИ, прошел успешно. Недавно мне звонили мурманские коллеги - в Мурманске ледокол ждут не дождутся. Еще бы!

Олег АНДРЕЕВ