Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Среда, 20 июня 2018 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 13 марта 2007 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 13 марта 2007 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Четыре центра одного дела

Версия для печатиОтправить статью другу
Предприятия всех сторон, в холдинги объединяйся! Как говорится, предчувствие и нас не обмануло... Это о публикации «Продается Севмаш?» в номере «Вечернего Северодвинска» за 21 декабря прошлого года.

В той статье, кроме прочего, мы предположили вариант акционирования главных оборонных предприятий Северодвинска в момент их грядущего слияния в холдинги. Так вот, некогда грядущее ныне становится реальностью: по решению правительства все крупные российские верфи с общим портфелем заказов около 12 млрд долларов будут объединены в четыре подконтрольных государству ОАО.

Соответствующие документы, как утверждает газета «КоммерсантЪ», уже на подписи у президента. Если бы речь шла о любом другом российском издании, сомнения бы еще оставались, но у этой газеты репутация такова, что ее журналисты попусту болтать не будут да и в дешевых погонях за желтым и жареным не замечены. Что же следует из проектов (!) президентских указов и постановлений правительства?

Предприятиям и организациям российского судпрома предстоит объединиться в семь основных холдингов. Три из них уже прошли организационную стадию и фактически существуют. Это, скажем условно, непроизводственные объединения: ФГУП «Крыловский государственный научный центр» - он занимается научными разработками в области кораблестроения, а также те, на ком лежит разработка проектов - ОАО «Российский инжиниринговый центр судостроения» и ОАО «Инжиниринговый центр судостроения «Рубин-Малахит». Вот к этим трем теперь добавятся еще четыре холдинга, в чьих названиях неизменно и не без претензий присутствует слово «центр».

Волга впадает в Балтийское море

В ОАО «Западный центр судостроения» намечено включить: «Прибалтийский завод «Янтарь» (Калининград), петербургские «Северную верфь», «Адмиралтейские верфи», Средне-Невский завод, нижегородское «Красное Сормово», а также Кронштадтский морской завод и СРЗ №33 (Балтийск). «Столицей» объединения определен Санкт-Петербург. Определен и статус собственника - все 100 процентов акций будут у государства.

Однако у экспертов сразу же возникли вопросы. Вопрос первый. Объединенная промышленная корпорация (ОПК) - частная структура, созданная Межпромбанком, уже владеет частью акций питерских верфей. На калининградском «Янтаре» доля государства - 51 процент акций. Как быть в этом случае? Аналогичная ситуация и с нижегородским «Красным Сормово» - здесь доля государства всего 33,35 процента акций. Остальные - у частного концерна среднего и малотоннажного кораблестроения и компании «Нефтегазовые проекты».

Между тем, вопрос о вхождении в холдинг питерских верфей и «Красного Сормова» с частниками вообще не обсуждался. По этому поводу иными господами приватизаторами уже высказано недоумение. Значит, уже в ближайшем будущем вполне возможны проблемы.

Вопрос второй, скорее уже технологический. На самом «Красном Сормове» считают, что их завод логичнее было бы включить в кооперацию с Севмашпредприятием, поскольку волжане уже много лет производят определенную продукцию, которая затем используется при строительстве атомных и дизельных подлодок. Знают ли об этом кремлевские стратеги?

Вопрос третий, пожалуй, самый запутанный. Идут разговоры о том, что формированием Западного центра судостроения, якобы по поручению аж самого президента, займется ФГУП «Рособоронэкспорт», которое планирует приобрести (выкупить) у Межпромбанка «Северную верфь». И, вроде бы, уже есть заказы для «национализированных» таким образом верфей - ряд боевых кораблей для Алжира и фрегаты для Индии. Однако чуть больше месяца назад в самом Питере меня уверяли, что переговоры по этому поводу давно уже зашли в тупик - владелец Межпромбанка Сергей Пугачев, купив в свое время завод за бесценок, теперь запрашивает за него 1 млрд - типичное развитие сценария приватизации по Чубайсу. Есть и другая информация, уже из самой объединенной корпорации. Там делают удивленные глаза и говорят: никаких предложений о покупке «Северной верфи» им не поступало.

Не совсем ясно положение с ОАО «Балтийский завод» - одним из крупнейших судостроительных предприятий. Какая роль вне холдинга отводится ему? Аналогичный вопрос и по петрозаводскому «Авангарду». Мало того, что это единственное оборонное предприятие Карелии, оно ведь еще и ведущее в строительстве базовых и рейдовых тральщиков для Северного и Балтийского флотов.

Восток - дело сложное

Сложнее всего, как считают многие, будет объединить предприятия в Дальневосточный центр. В него хотят включить практически все, что когда-то имело отношение к местному судостроению: ОАО «Холдинговая компания «Дальзавод» (Владивосток), ОАО «Николаевский-на-Амуре судостроительный завод», ОАО «Амурский судостроительный завод», преобразованный в ОАО «ФГУП «Дальневосточный завод «Звезда» (Большой Камень), тут же государственные заводы - Хабаровский судостроительный, СРЗ № 30 (Шкотово), СРЗ № 92 и СРЗ № 178 (Владивосток), СРЗ № 179 (Хабаровск) и «Северо-Восточный региональный центр» (Петропавловск-Камчатский).

Что и говорить, на удивление «разношерстная» компания! Более того, как уверяют иные обозреватели, безработная. Заказы на сегодняшний момент имеет только Амурский завод, остальные перебиваются случайными заработками. Из этого эксперты делают вывод: создание центра на Дальнем Востоке вызвано скорее не производственными, а геополитическими перспективами, и припоминают в связи с этим слова уже бывшего министра обороны Сергея Иванова: «Мы хотим всячески развивать дальневосточный регион в целом. Если там будет развиваться промышленность, значит, туда потечет рабочая сила. Это тоже один из способов немножко укрепить Дальний Восток».

Это наша с тобой география

На Северодвинск, по планам кремлевских реформаторов, приходится аж два центра - производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» и машиностроительное предприятие «Звездочка».

Севмашу в холдинге со 100-процентным пакетом акций у государства предложено сосуществовать с северодвинским СПО «Арктика», московским СКБ по электрохимии с ее опытным заводом, а также с Калужским турбинным заводом, который большинство своих акций уже распродал частникам, в том числе иностранным («Siemens»), а родному государству оставил лишь 25,1 процента.

Ягринской «Звездочке» (тоже со 100 процентами акций у государства) в «сотоварищи» определено больше всего предприятий. Во-первых - наш северо-двинский «Северный рейд», а там уж: СРЗ № 176 (Архангельск), СРЗ «Нерпа» (Снежногорск), СРЗ № 10 (Полярный), СРЗ № 35 (Мурманск), СРЗ № 82 (Росляково), Астраханский СРЗ, Судоверфь № 1 (Сочи), СРЗ № 5 пограничных войск (Темрюк). Несколько «разбавляет» судоремонтную специализацию холдинга московское НПО «Винт». Но в целом создается впечатление - кучу разоренных и нерентабельных заводов Северного флота отобрали у военных моряков и «навесили» на «Звездочку». Чтобы жизнь сахаром не казалась?

В некотором роде странным выглядит и присоединение к северодвинскому предприятию трех «южных» заводов - Темрюк, Сочи, Астрахань... Воспринимаются они неким «довеском», с которым решали, решали, что делать, но так и не определили, куда же их девать из-за отсутствия на юге России сколько-нибудь солидных мощностей для судоремонта.

Между прочим, через 10 лет истекает срок аренды Севастополя Черноморским флотом России. А крупные СРЗ, как и базы флота, в один день не строятся. И, похоже, у нашего правительства, прочно подсевшего на «нефтянку», таковых нет даже в проекте. Что же - Черноморский флот для ремонта пойдет вокруг Европы на «Звездочку»?

Заводы в нагрузку

Вообще, эксперты уже нашли поводы для своих скептических замечаний. Главным образом их смущает то, что в будущих холдингах объединяются, как говорится, все и вся, без разбора: частники и государственники, ликвидные активы и неликвидные, заводы, ведущие модернизацию и те, что давным-давно «лежат на боку», верфи, загруженные заказами, и предприятия в предбанкротном состоянии...

Кстати, о загруженности производств. В сегодняшней России судостроительные, тем более судоремонтные, заводы, имеющие полный портфель заказов, можно пересчитать на пальцах одной руки. Мы здесь даже не говорим о Дальнем Востоке, где со времен Бориса Ельцина и его любимого либерала Егора Гайдара фактически царит полная разруха. Возьмем ближе - Санкт-Петербург. С заказами видимых проблем нет только на двух из них - «Северной верфи» и «Адмиралтейских верфях». Положение всех остальных устойчивым никак не назовешь. В тяжелейшем финансовом положении Средне-Невский завод. В советскую пору этому предприятию принадлежала львиная доля в строительстве минных тральщиков, ракетных и артиллерийских катеров всевозможных проектов. Еще хуже положение на Морском заводе в Кронштадте.

Мне не единожды и с разницей в полгода-год приходилось бывать в бывшей цитадели Балтийского флота. С палубы парома, который всякий раз целится на Ораниенбаумские створы, хорошо просматривается акватория одного из старейших СРЗ России. В ее общей картине все больше бурого цвета. Причем ржавчина в изобилии как у причалов, так и на рейде, где ошвартованы и стоят на якорных бочках понурые корабли. На иных портальных кранах в металлическую труху превращена вся оснастка, а знаменитый сухой док больше напоминает участок Вторчермета.

Иными словами, как и в случае с нашей «Звездочкой», первое, что приходит в голову: питерским верфям, ставшим на ноги после ельцинского нокдауна 90-х, в нагрузку отдали чужие проблемы. В школе, помнится, такое называлось - «взять неуспевающего ученика на буксир»...

К слову, «КоммерсантЪ» называет цифру загруженности северодвинского Севмаша - 70 процентов. Странно, конечно, если вспомнить уверения некоторых заводских чиновников в том, что у «нашего флагмана судостроения» полный портфель заказов, причем на много лет вперед.

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Добавить комментарий
Текст комментария (комментарии, содержащие ссылки с указанием www и http, не публикуются)
Автор
Email
Защита от спама
  
Содержание номера

Происшествия   Злая вода  |
Политика   У всех на устах  |
Северодвинск   «Победу» трудовой победой не назвать  |  Селедка - золотая рыбка  |  Купола засияют нитридом титана  |  В несколько строк  |  Четыре центра одного дела  |
Россия   Датчане и финны построили гигант  |  Готовь калоши, помор!  |  Папанину и не снилось  |  Ритуал благодарения кораблю  |  «Conoco» в первой фазе  |  Тюлень гренландский, план норвежский  |
Общество   Поздравления «амазонкам»  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Март 2007
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com