Корабельная сторона
Номер от 27 февраля 2007 г.

Русские авианосцы. Еще одна попытка?
Уходя, Сергей Иванов замахнулся на создание того, чего у России не было. В ближайшие годы Вооруженные силы России ждет невиданное перевооружение. Это пообещал бывший министр обороны Сергей Иванов на правительственном часе в Госдуме перед тем как оставить свой пост и перейти на другую работу, и перейти, между прочим, с повышением. Так вот, судя по его заявлению, до 2015 года в войска поступит больше вооружений, чем было ранее, за весь период после распада СССР. Многие аналитики сразу истолковали это, как готовность Кремля не только вернуться к советской доктрине паритета военной мощи с Западом, но даже стремление превзойти ее. А для этого, конечно, понадобятся... авианосцы, которые, опять-таки по версии обозревателей, если и можно будет построить, то только на Севмашпредприятии.

А ВЕДЬ всего три года назад главком ВМФ Владимир Куроедов однозначно заявлял: «Авианосец - это вопрос следующего десятилетия». К тому же в июне прошлого года Военно-промышленная комиссия при правительстве России, одобряя проект государственной программы вооружений на 2007-2015 годы, устами первого зампреда комиссии Владислава Путилина сообщила: строительство авианосцев не предусматривается.

Из истории вопроса

Большинство морских историков склоняются к тому, что первым боевым кораблем, с палубы которого стартовал самолет, является американский легкий крейсер «Birmingham», построенный в 1907 году. Через три года, в ноябре 1910-го, в носовой части крейсера была сооружена специальная взлетная площадка длиной 25,3 метра, шириной 7,3 метра, с наклоном в 5 градусов, заканчивающаяся на уровне палубы баковой части корабля. Самолет на колесном шасси типа «Кэртис» взлетел с борта крейсера «Birmingham», когда тот шел со скоростью 10 узлов. Этот опыт положил начало испытаниям площадок и других конструкций для обеспечения взлетов и посадок на палубу кораблей. Преуспели в этом американцы, англичане и французы.

Первые авианосцы, так сказать, в чистом виде появились в 1917 году, имели водоизмещение порядка 4800 тонн, длину 130 метров, ширину 14 метров. Турбинная установка мощностью в 20600 кВт позволяла им развивать скорость до 26,6 узла. Для самообороны авианосцы поначалу вооружались артиллерией калибра 127 мм и 76 мм. На вооружении их состояли даже... торпедные аппараты. Масса первых палубных самолетов была всего 350 килограммов, размах их крыльев достигал 10 метров, а скорость... 78 километров в час.

Таким было самое начало. Нужно признать, не все верили в будущее авианосцев, но Вторая мировая поставила жирную точку в дискуссиях: корабельная авиация оказалась самым эффективным оружием на море. Уже в ходе самой войны строительство авианосцев, например, в США и Японии стало приоритетным. Отметим, американцы преуспели в этом деле не столько потому, что имели индустриальную мощь, сколько благодаря своей прозорливости. Они, соперничая с Японией, и стали законодателями мод в создании авианосцев. За США потянулись Англия, Италия, Франция, другие страны НАТО, а потом уже и остальные, включая даже такие «недержавные» страны, как Австралия и Аргентина.

Наша хата с краю

О вкладе России в развитие мировой авианесущего флота говорить не приходится. До революционных событий 1917 года в стране предпринимались попытки создать несколько кораблей-авиаматок, несущих гидропланы, но на том, собственно, все и закончилось.

В 1945-м по репарациям от Германии Союзу достался недостроенный авианосец «Граф Цеппелин». Мы не нашли ему должного применения, и корабль водоизмещением 33,5 тысячи тонн, с проектной скоростью 35 узлов и предполагаемой авиагруппой в 40 самолетов решили использовать в качестве... мишени на стрельбах. В итоге затопили его в 1947 году.

Первые робкие попытки начать строительство советских авианесущих кораблей обычно приписывают главкому ВМС Н.Г. Кузнецову - это уже в послевоенный период. Противоречивы и сведения об отношении И.В. Сталина к авианосцам, хотя большинство все же полагают, что «вождь всех времен и народов» противился их строительству исходя исключительно из экономических соображений. Уже после смерти Сталина у нас много лет главенствовал тезис «Авианосцы - оружие агрессора», а мы, как известно, нападать ни на кого не собирались. Иными словами, страна наша в создании авианосцев десятилетиями стояла с краю. Однако затем пришло понимание, что без авиационной поддержки в океане все же не обойтись, и Советский Союз бросился вдогонку, подтверждая старую истину: если русский чего-то захочет, лучше посторонись, Европа! Сначала, в конце 60-х, появились вертолетоносцы «Москва» и «Ленинград». За ними - уже переходный тип авианосца - «Киев» (1975), «Минск» (1978), «Новороссийск» (1982), и, как дальнейшее развитие проекта, - «Адмирал флота Горшков» (1987). В том же году появился классический ударный авианосец - «Адмирал флота Кузнецов». Последующими «Варягом» и главным образом «Ульяновском» Советский Союз практически входил в морской клуб держав, имевших авианосный флот. Но тут на танк у Белого дома влез Б.Н. Ельцин, и все пошло прахом...

Сегодня Военно-Морской Флот России имеет практически неходовой и небоеспособный «Адмирал флота Кузнецов», который по-прежнему упорно называют флагманом, плюс порядка 10-20 летчиков палубной авиации.

Вот - новый поворот

Итак, России прочат будущее могучей авианосной державы. Откуда такая смелость, ведь и строительство, и содержание авианосцев стоят бешеных денег. В частности, называют 2 млрд долларов, и это стоимость строительства только одного корабля. Далее, авианосец требует кораблей сопровождения: ракетного крейсера, нескольких эсминцев, фрегатов, подводных лодок, судов обеспечения. Где их взять? Во что это выльется бюджету? При этом содержание только одного авианосного соединения будет обходиться в 6 млрд долларов в год. А во что обойдется стране создание палубной авиации, это 6-7 типов самолетов, которых на сегодняшний день у России практически нет?

Но депутатам и стране Сергей Иванов уверенно заявил: «Рост национальной экономики, а также созданный научно-технический задел в 2002-2005 годах позволяет нам выйти на новый качественный уровень в вопросах оснащения Вооруженных сил. Доля расходов по оборонным статьям стабильно находится в пределах 2,60-2,8% ВВП. Бюджет Минобороны запланирован на уровне 821 млрд рублей. Если считать с 2000 года, оборонные расходы выросли почти в шесть раз. Около 44% оборонного бюджета сейчас идет на перевооружение или модернизацию техники. В будущем на закупки и модернизацию вооружений пойдет не менее 50% военного бюджета. На создание новой армии в 2007-2015 годах планируется направить 5 трлн рублей...» И дальше про стартовые комплексы «Ангара» и «Союз-2», 17 межконтинентальных ракет, 4 спутника военного назначения, 50 стратегических ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС, 5 ракетных бригад с ракетным комплексом «Искандер-М», 50 грунтовых подвижных комплексов «Тополь-М»... А в конце и про флот: «Флот до 2015-го получит 31 корабль, и где-то на рубеже 2009 года будет принято решение о строительстве новых авианосцев».

Последнее, надо сказать, даже не всем военным пришлось по нутру. И в прежние-то времена в «Арбатском военном округе», где моряки терялись в обилии серо-зеленых мундиров, флот не очень-то любили, и сейчас уже слышны голоса иных экспертов: России авианосцы не нужны. Самым важным направлением было бы создание интегрированной системы обороны, включающей средства космической разведки, информационные системы и силы Ракетных войск стратегического назначения.

Впереди паровоза

Есть и вопросы политического порядка. Ясно, что, прежде чем строить планы столь глобального перевооружения, нужно четко представлять, какой быть России - региональной державой или все же мировой? Если мировой, то какие и где иметь интересы, как их защищать? На то существует военная доктрина. Официально у России есть претенциозная Морская доктрина. Но только на бумаге. Приняли ее при Ельцине, и вскоре выяснилось, что претензий там много, а реальных сил ее выполнить нет. Теперь в Госдуме Сергей Иванов заявил, что все объяснит новая военная доктрина, которую примут... после доктрины национальной безопасности. Тоже не совсем понятно: значит, доктрины у России еще нет, но авианосцы уже будут?

Обращает внимание тот факт, что Сергей Иванов озвучил идею строительства авианосцев перед депутатами Госдумы и в присутствии представителей СМИ. Прежде он предпочитал общаться с ними без журналистов. Похоже, ему потребовался некий «сильный ход». А может, все проще: Сергея Иванова в преддверии очередного должностного роста, как говорится, занесло. В русской истории такие моменты далеко не редкость.

Олег ХИМАНЫЧ