Корабельная сторона
Номер от 19 февраля 2007 г.

Кровью пишутся РБЖ
24 февраля - четверть века второй трагедии подлодки «Хиросима». В ИСТОРИИ российского подплава, да и мирового тоже, вряд ли сыщется еще одна такая лодка, на чей век выпало так много несчастий, как советской АПЛ К-19, прозванной в просторечии иронично и зловеще - «Хиросима».

Это прозвище припечатали ей в связи с трагедией в июле 1961 года, когда в Атлантике на ее борту произошла тяжелая радиационная авария. Первая подобная на советском флоте. Об этих событиях и написано много, и фильмов снято немало, как правдивых, так и не очень...

А в феврале 1972-го эта же К-19 возвращалась из трудной дальней автономки. Но верно, не зря бытует правило: в походе никогда не расслабляйся: Большинство серьезных аварий и катастроф, как свидетельствует бесстрастная статистика, подстерегает подводников на последнем отрезке пути, когда кажется, что все позади, и есть греющее душу - домой!

Был жестокий зимний океан, была усталость и клятая расслабуха, которая в конечном итоге и привела к трагедии. Внезапный пожар начался в

8-м отсеке, а затем губительные огонь и дым стали распространяться в смежные.

Много чего потом было: и битва за живучесть корабля, и борьба за свои жизни тоже. Как был и героизм обреченных. И беспрецедентная спасательная операция тоже была. Сегодня она подробно расписана многими авторами, и многие ее моменты флотские специалисты учли, когда сели за составление РБЖ - руководства по борьбе за живучесть. К несчастью, кровью пишутся такие наставления. Вот и экипажу

К-19 в феврале 1972-го пришлось заплатить океану 28 жизнями своих моряков.

Четверть века второй трагедии АПЛ К-19. О ней в эти дни вспомнят и в Северодвинске. И в частности, Ким Павлович Костин - бывший штурман К-19, непосредственный участник тех событий и, к слову, внештатный автор нашей газеты.

Олег ХИМАНЫЧ