Корабельная сторона
Номер от 19 февраля 2007 г.

Налоги вяжут по рукам
Федеральная власть будто не слышит корабелов. А пора бы. НА ПРОШЛОЙ неделе в рамках Правительственного часа в Госдуме рассматривали вопрос «Об основных направлениях государственной промышленной политики и ее реализации в судостроительной промышленности». Проблемами кораблестроения, столь важными для нашего города, занимаются с самого начала работы третьего созыва депутат горсовета Александр Гришин и председатель городского Совета депутатов Владимир Иванов.

- Мы били тревогу, доводили до федеральных властей болевые точки нашего судостроения, - рассказывает депутат Александр Гришин - Говорили и о несовершенстве системы налогообложения и финансирования строительства судов, что это препятствует обновлению флота и развитию судостроения. Существующая в стране налоговая политика не только не способствует привлечению заказов на отечественные верфи, но и приводит к росту стоимости судов на 15-25 %, по сравнению со стоимостью подобных работ за рубежом.

- В марте прошлого года вы ездили на парламентские слушания, посвященные проблеме законодательного обеспечения экономических условий для развития гражданского судостроения. Эти помогло делу?

- По итогам слушаний были озвучены рекомендации правительству. Они касались создания условий для развития судостроительной промышленности, путем установления кредитных, налоговых и таможенных льгот для предприятий. Аналогичный законопроект был внесен в Госдуму еще в 1999 году, но принятая Морская доктрина страны до настоящего времени не выполняется. Не созданы условия, стимулирующие строительство флота на отечественных предприятиях.

- Что на, ваш взгляд, тормозило принятие этих законов, необходимость которых понятна каждому?

- Проволочка была вызвана еще и потому, что был объявлен приоритет развития авиастроения. Сейчас на основе авиапрома уже создается корпорация, способная решать многие задачи, успешно конкурировать на международном уровне. Думаю, что сейчас у государства все же дойдут руки и до судостроения. Так еще в прошлом году президент на одном из совещаний, посвященных развитию судостроительной промышленности, отметил, что до сих пор не «созданы необходимые условия для развития судостроения» том числе и не отлажены система господдержки. Там же Путин озвучил нерадостные цифры: «общий тоннаж гражданских судов, построенных за последние 10 лет по заказам российских судовладельцев: построено на зарубежных верфях - 94,4 процента и только 5,6 - на национальных».

- Есть ли надежда, что сейчас что-то продвинется?

- Законопроект уже нашел поддержку в Совете Федерации, одобрен полномочным представителем президента в Северо-Западном федеральном округе Ильей Клебановым. Министерство промышленности и энергетики РФ разработало стратегию развития судостроительной промышленности, в рамках реализации которой подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части, касающейся создания нормативно-правовых условий для развития судостроительной промышленности». Есть информация, что этот проект, созданный на основе рекомендаций парламентских слушаний планируется ввести на рассмотрение в Госдуму уже в феврале.

- А какие дальнейшие шаги уже сейчас можно предугадать?

-Должна быть разработана федеральная целевая программа «Развитие гражданского судостроения в РФ на 2008 - 2016 годы». Предлагается рассмотреть возможность реструктуризации просроченной задолженности предприятий отрасти, вопрос об установлении специального налогового режима для организаций судостроительной промышленности, разработать и принять нормативные правовые акты, направленные на упрощение лизинга отечественных речных и рыбопромысловых судов и так далее.

Все это позволит сделать наши судостроительные заводы более рентабельными. А упрощение налогового режима поставит их в преимущественные условия, что станет дополнительным козырем при получении тех же международных заказов.

Беседовала Елена ОГОРОДНИКОВА