Корабельная сторона
Номер от 19 февраля 2007 г.

Славься, «Владимир Котельников»!
В состав Беломорской ВМБ вступил новый корабль. Впервые за много лет. Такие суда на флоте называют коротко СР - по аббревиатуре – судно размагничивания. Непосвященный точно не найдет в его внешнем облике четких примет принадлежности к Военно-морским силам. И то верно: ни ракет, ни пушек СР не несет, и антенное снаряжение у него скромное, но трудяга он еще тот. Потому что ни один самый совершенный боевой корабль не выйдет сегодня в море, если не пройдет обязательной процедуры размагничивания.

БОЛЬШОМУ советскому флоту и СРов требовалось много, и крупных, и поменьше. Когда случалась нужда – под них даже переоборудовали финские и наши дальневосточные шхуны промысловиков. Шхуны эти имели крепкие деревянные корпуса, и тем прекрасно подходили под главное назначение. К слову, одно из таких судов – СР-61 – ветеран Беломорской ВМБ до сих пор находится в строю, и зимует нынче у дивизионного причала. Потом суда размагничивания для нашего флота принялись строить в Польше и у нас – в Гороховце и Хабаровске. Но на этот раз корпуса их собирали уже из маломагнитной стали. Наиболее массовой вышла серия проекта 1799. Тот СР, что пришел с волжского завода в Северодвинск, можно считать дальнейшим развитием упомянутой серии.

Судно похоже на своих собратьев – одно из таких, правда, неходовое - СР-276 стоит рядом, вторым бортом. Так что если присмотреться, найти в новичке отличия не так уж и сложно: удлиненная палуба над ютом, здесь же - мачты тяжеловесной грузовой стрелы. Но это внешне. Главные отличия – внутри: более совершенное оборудование и аппаратура, на порядок выше бытовые условия для экипажа.

Строилось новое судно в Нижнем Новгороде, на заводе «Волга», и это тоже можно назвать особенностью. Известно, «Волга» специализируется на высокоскоростных судах, строит даже экранопланы, и появление в сдаточной программе такого предприятия судна размагничивания и в самом деле может показаться странным. Генеральный директор «Волги» Виталий Александрович Сурков, который присутствовал на церемонии подъема флага, рассказал: сдаем корабли, и в приемных актах, в разделе «примечания» вынуждены делать записи: замеры физических полей и размагничивание корпуса не производилось, произвести по месту базирования… Оказывается, нет для этого возможностей, и потребность в СРах сегодня очень велика. Поэтому за этот заказ флота нижегородцы взялись и с пониманием, и с энтузиазмом…

И, наконец, еще одну особенность имеет новое судно размагничивания: впервые после многих лет корабелы построили его прямым назначением - для Беломорской ВМБ. До этого дня корабельный состав беломорцев пополнялся за счет «единиц бывших в употреблении». В большинстве случаев они приходили из соединений Северного флота, которые либо сокращались, либо расформировывались вообще, и касалось это не только сторожевиков, противолодочных кораблей и минных тральщиков. Обычно судам размагничивания присваивают номерные обозначения, и даже не помню, случались ли в том исключения. На борту и корме нового судна беломорцев имя – «Владимир Котельников».

Кто такой Владимир Котельников, чье имя унаследовало новое судно? Слуху моряка более привычно - Виктор Котельников – это один из патриархов советского подплава. Владимир Котельников – не был флотским человеком, хотя многие его научные идеи и открытия работали и работают на флот. Выдающийся ученый-радиотехник, академик, дважды Герой Социалистического Труда, Владимир Александрович имел, можно сказать, генетическую предрасположенность к науке. Его дочь – Наталья Владимировна, кстати, специально приглашенная беломорцами на церемонию поднятия флага, поведала о том, что корни их рода берут начало в XVIII веке, от шестого по счету русского академика – Семена Кирилловича Котельникова. Это уже его потомку - Владимиру Александровичу удалось стать причастным к целому ряду серьезных открытий и достижений века ХХ-го. Так, еще до войны, будучи молодым ученым, он создал уникальную аппаратуру радиосвязи, установленную затем на линии Москва – Хабаровск. В годы Великой Отечественной он, автор так называемой «теоремы отсчетов», осуществил переворот в советской криптографии, создав недешифруемые системы связи, которыми пользовалась Ставка Верховного Главнокомандующего. И, наконец, пик его деятельности был связан с новыми возможностями связи и особенностями физических полей, с космической радиоэлектроникой и планетной локацией, системами управления и контроля за космическими аппаратами. Все это нашло применение и в боевой практике военных моряков…

В пору, когда страна наша не на словах являлась державой, много лет ходила в дальний океан большая советская плавбаза подводных лодок «Виктор Котельников». У «Владимира «Котельникова» и автономность, и задачи намного скромнее, но все равно они прочно связаны с океаном – готовить к встрече с ним корабли.

Февраль метет сугробы и торосит льды. На зимних причалах нет суеты – отдыхает дивизион судов вспомогательного флота. Разве что ледокол «Руслан» нацелился упрямым форштевнем на выход. Впрочем, с верхней палубы «Владимира Котельникова» видно всю гавань. Взгляд сразу отмечает: когда-то с кораблями здесь было побогаче. Сколько лет уж прошло, а все пожинаем плоды ельцинского разгула – стареет наш флот. И потому думаешь - не помешали бы делу, и пара минных тральщиков, пусть не морских, а базовых, чтобы «чистить» фарватер, и сторожевые корабли желательно иметь не столь изношенные как нынешние МПК, чтобы безотказно работали в полигонах. Тяжелый переход одолевает Беломорская база, и потому получить новострой для ее моряков, без преувеличения, настоящий праздник.

Что до самих торжеств, то церемониал вступления «Владимира Котельникова» в состав Беломорской ВМБ был точно выверен и проведен без запинок. Как и должно быть. Звучал Гимн России, и медью оркестра звенело на морозном воздухе знаменитое «Славься!» Глинки, когда корабельный флаг в руках командира – капитана III ранга Алексея Клычникова «сделал круг» по главным палубам. А потом сине-белое полотнище флага вспомогательного флота красиво расправил над кораблем февральский ветер.

Олег ХИМАНЫЧ