Корабельная сторона
Номер от 12 февраля 2007 г.

Чем художник Репин помогал флоту
«Когда в России зародилось всенародное движение по сбору денег на строительство кораблей и почему оно никак не возродится сегодня? Александр КУЗНЕЦОВ».

Начало патриотическому движению по сбору денег на строительство кораблей в России положил князь Л.М. Кочубей. 1 февраля 1904 года, то есть на пятый день после начала русско-японской войны, он пожертвовал 10 тысяч рублей (сумма по тому времени немаленькая). Вслед за ним появились газетные публикации о пожертвованиях известного ученого-востоковеда князя С.С. Абамалек-Лазарева, великого князя Александра Михайловича, герцогов Лейхтенбергских, художника И.Е. Репина и других. Буквально за несколько дней было собрано свыше 250 тысяч рублей. Через прессу инициаторы сбора средств обратились к контр-адмиралу великому князю Александру Михайловичу с просьбой возглавить дальнейшую работу по сбору средств на строительство кораблей как «дело, не терпящее отлагательства». Он и стал председателем Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования, «высочайшее соизволение» на создание которого Николай II подписал 6 февраля 1904 года.

В состав комитета в разное время входили такие известные деятели флота и кораблестроения, как Н.О. Эссен, А.Н. Крылов, И.Г. Бубнов, К.П. Боклевский, Н.Л. Кладо, М.Н. Беклемишев и другие.

Почему сегодняшние богатеи России не жертвуют на флот, остается только строить версии. То ли, по их разумению, они люди нищие, то ли сами хотят иметь свой флот, как, например, г-н Абрамович. Но, скорее всего, они просто не доросли еще до того, чтобы стать в один ряд с такими личностями русской истории, как князь Кочубей или тот же художник Репин.