Корабельная сторона
Номер от 29 января 2007 г.

Академик не вписался в поворот
Король ушел... Да здравствует холдинг? Недавнюю отставку одной из главных персон российского подводного кораблестроения - академика Игоря Спасского продолжают обсуждать аналитики и журналисты.

НАПОМНИМ, она последовала 18 января. Формальной причиной написания Игорем Дмитриевичем заявления об увольнении по собственному желанию называли его преклонный возраст - ему идет 81-й год. Но в том-то и дело, что многие рассматривают причину как формальный повод. Есть и другие версии произошедшего. В частности, не исключается и то, что позиция Игоря Спасского «не совсем вписывалась» в сценарий, который уготовили российскому судострою кремлевские стратеги.

Не секрет, что в основе «экономической перестройки» последних, лежит объединение активов государства в стратегических отраслях, которое сейчас, как считают в Москве, идет полным ходом. При этом строительство подводных лодок в России остается одним из тех направлений, где этот процесс задерживается.

В свое время поддержка государственной власти, в том числе и со стороны полномочного представителя президента России в Северо-Западном федеральном округе Ильи Клебанова, позволила главе ЦКБ МТ «Рубин» Игорю Спасскому сохранить свое предприятие не только в числе лидеров отрасли, но и занять во многом автономную, если не сказать независимую, позицию. Теперь же «независимости», похоже, может прийти конец, и не в последнюю очередь придется «поделиться славой» и с... Северодвинском.

Известно, по планам российского правительства, именно Севмашпредприятие должно стать головным предприятием в создаваемой корпорации подводного кораблестроения. По предварительным планам, в нее могут войти СПМБМ «Малахит» и ЦКБ МТ «Рубин», Севмаш и «Адмиралтейские верфи». С этим, кстати, согласен и руководитель петербургского филиала концерна средне- и малотоннажного кораблестроения Евгений Лерман, заявляя, в частности, что центр будущего государственного концерна подводного судостроения должен располагаться в Северодвинске, поскольку строить атомоходы логичнее там, а не в Петербурге.

Академик Спасский, как звучит одно из очень осторожных мнений, якобы не был расположен к такого рода объединению, усматривая в нем некие издержки, которые могли бы нанести ущерб созданному им успешному детищу - ЦКБ МТ «Рубин», - иными словами - не вписался в поворот нового кремлевского пути.

Олег ХИМАНЫЧ

Наша справка:

СПАССКИЙ Игорь Дмитриевич окончил паросиловой факультет Высшего военно-морского инженерного училища имени Дзержинского в 1949 году. Служил на крейсере «Фрунзе» Черноморского флота. С 1954 года работал в ЦКБ морской техники «Рубин», с 1983 года - генеральный конструктор, впоследствии - руководитель предприятия. Доктор технических наук, с 1987 года - действительный член АН СССР (РАН). Лауреат Ленинской и Государственной премий СССР. Герой Социалистического труда. Награжден орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» и медалями. Избирался депутатом и членом исполкома Ленинградского горсовета, народным депутатом СССР. Почетный гражданин Санкт-Петербурга.

При непосредственном участии И.Д. Спасского были реализованы десять проектов подводных лодок: дизельные торпедные проекта 877 «Палтус», проекта 636 (для Китая), атомные с баллистическими ракетами проектов 667БД «Мурена-М», 667БДР «Кальмар», 667БДРМ, 941 «Акула», атомные с крылатыми ракетами проектов 949 «Гранит» и 949А «Антей», атомные лодки проекта 685 «Плавник», АПЛ специального назначения проекта 09780 «Аксон-2». В настоящее время реализуется проект атомных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 955 «Борей» и дизельных лодок проекта 667 «Лада». Следует добавить, академик непосредственно руководил проектом подъема на поверхность погибшей подлодки К-141 «Курск».