Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Суббота, 23 ноября 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 16 января 2007 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 16 января 2007 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Пути-дороги корабела Фомина

Версия для печатиОтправить статью другу
Леониду Павловичу сейчас было бы сто лет. На «Звездочке» и на Севмаше ныне его уже помнят немногие, хотя он достоин более широкой известности. Первый главный инженер «Звездочки», начальник крупнейших цехов Севмаша оставил о себе на этих предприятиях добрый след. Но время дает о себе знать.

НА Николаевщине, на своей малой родине, Леонид, окончив профтехшколу, трудился слесарем, кузнецом, бригадиром судовых разметчиков и одновременно учился в кораблестроительном институте. И на том же заводе имени 61 коммунара руководил корпусным и достроечным цехами, был главным строителем корабля.

В Молотовск приехал в тридцать девятом. В том самом году, который считается временем рождения Севмаша. Приехал не по своей воле. Между Николаевом и Молотовском была трагическая страница его биографии. Спустя много лет он лаконично напишет о ней в анкете: «С августа 1938 по март 1939 года находился под следствием».

- Вроде бы, причиной ареста стал пожар на строящемся судне, - рассказывает его сын, ветеран Севмаша Георгий Фомин. - Но точно не знаю, отец не любил говорить об этом, очень уж тяжелы были для него те воспоминания. После того ему и предложили поехать на север. Отказаться было нельзя...

Тогда он чуть не попал из огня в полымя. На заводе №402 подготовка к закладке громадного корабля-линкора «Советская Белоруссия» шла полным ходом. Первый металл в деталях стал поступать еще в сентябре. Но до сборки закладного «лаптя» было далеко. Сейчас, в век широкого применения сварки, это не представляет большого труда. Тогда же, когда конструкции соединялись клепкой, то была огромная работа. А закладка корабля должна была обязательно состояться 21 декабря, в день рождения И.В. Сталина. Иначе для многих заводчан все могло обернуться тяжелыми последствиями. Несомненно, пострадал бы и Фомин, заместитель начальника корпусного цеха, поставляющего детали на стапель.

Но все обошлось. Торжество состоялось в назначенный день, товарищ Сталин получил отличный подарок от корабелов. А на заводе начались обычные трудовые будни предвоенного времени.

Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война нанесла Леониду Павловичу глубокие душевные раны. Единственную сестру Нюру фашисты расстреляли и потом сожгли в печи лагерного крематория. Любимый племянник Саша - юный разведчик и связной партизанского отряда - был схвачен фашистами и повешен на центральной площади города. После войны в Николаеве ему, пионеру-герою, поставят памятник, его именем назовут одну из улиц, школу. В доме Фоминых и сейчас хранят книгу о Великой Отечественной войне, в которой опубликовано последнее письмо, написанное племянником своему дяде - Леониду Павловичу - незадолго до гибели, и на стене в квартире висит портрет Саши.

Война внесла коррективы и в судостроительную программу завода №402: строительство крупных кораблей было значительно сокращено, начиналась постройка больших охотников за подводными лодками. Строили методом крупносекционной сборки в корпусном цехе, которым руководил Фомин, а достройка производилась на слипе. В конце января 1942 года к причалу завода стал для срочного ремонта флагман советского ледокольного флота «И. Сталин». Несмотря на серьезность повреждений, причиненных ледоколу авиабомбами, перед Фоминым была поставлена задача сделать его за месяц, он был очень нужен для проводки судов союзных конвоев. Задача была выполнена, хотя в обычных условиях для такой работы потребовалось бы несколько месяцев. И таких подвигов было немало. Я спросил Георгия:

- Каким вам запомнился отец в годы войны?

- Вы знаете, а мы с мамой его почти не видели. Для него рабочий день начинался в 7 часов утра. В 23 часа - проверка в кабинете начальника цеха: что сделано за день, что предстоит сделать завтра. В 24 часа - проверка в кабинете директора завода. И так каждый день. Поэтому он и спал в цехе, на нарах, лишь изредка бывая дома.

- В начале пятидесятых годов ему довелось быть начальником самого крупного - стапельного - цеха, обеспечивать серийную постройку эсминцев. Как всегда, Леонид Павлович большое внимание уделял быту рабочих.

- В 1950-1952 годах начальником цеха №50 был Фомин. Я работала там электросварщицей, - рассказывает ветеран Севмаша и «Звездочки» Елена Косенко. - Это был добрый, справедливый и требовательный руководитель. Рабочие его очень уважали. Он часто приходил в наше общежитие, учил нас, молодежь. А мы, в основном безотцовщина, любили его как отца. Леонид Павлович первым организовал посадку деревьев возле цеха и общежития на Профсоюзной. Вместе с березами благодаря ему в городе стали расти и первые яблони.

В 1954 году, когда появилась «Звездочка», Фомин был назначен главным инженером этого нового предприятия. Завод принимал на ремонт уже первые корабли, и ему приходилось работать не только на перспективу, но и брать на себя решение многих оперативных задач, заниматься подбором кадров. И тогда же у блока цехов №12 - первого производственного здания завода - на песке появились яблони.

Трудовая биография старейшего корабела закончилась на Севмаше, где он трудился в должности старшего строителя первых ракетных атомных подводных лодок с 1957 по 1970 год. Скончался Леонид Павлович Фомин 8 июня 1974 года.

Александр БОБРЕЦОВ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Происшествия   Злая вода  |
Экономика   Природа «дырявит» бюджет  |
Северодвинск   Пути-дороги корабела Фомина  |  «Звездочка» шагнула в холдинг  |  С одной скамьи на другую  |  «Трудовая вахта» корабелов  |  Утечка вызвала тревогу  |  Упаковка для радиации  |  Наплавной блок уплыл на Север  |  Конвейер утилизации остановится в 2010-м  |
Россия   Кто сегодня в лидерах  |  Мурманск встретил восход  |  Выстрел с полюса - геройская звезда  |  В несколько строк  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Январь 2007
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com