Корабельная сторона
Номер от 16 января 2007 г.

«Звездочка» шагнула в холдинг
Архангельское предприятие выживет благодаря поддержке северодвинцев. Президент России Владимир Путин своим указом за №1487 от 30 декабря поручил правительству оформить документы о присоединении к северодвинской «Звездочке» 176-го судоремонтного завода, расположенного в Архангельске. Ранее СРЗ-176 относился к системе предприятий ВМФ России.

ЭТА реорганизация, как подчеркивается в документах, проводится «в целях повышения эффективности ремонта и модернизации надводных и подводных кораблей». Оформление всех необходимых бумаг будет происходить в течение двух месяцев. Всего же на процедуру реорганизации отведено 9 месяцев. Ранее делегация специалистов «Звездочки» уже выезжала на место для более подробного ознакомления с производством и коллективом 176-го судоремонтного завода.

По соседству с «Кузницей»

Завод №176 часто путали и считали неким продолжением известного архангельского предприятия «Красная кузница». И не мудрено - оба завода находятся в Соломбале, а их причальные линии разделяет лишь узкая протока. Если смотреть с реки, все едино. Разница лишь в том, что на «Красной кузнице» швартовались торговые и промысловые суда, гидрографы и ледоколы, а чуть ниже по реке становились к стенке военные корабли и суда вспомогательного флота, и тоже под Военно-морским флагом. Крейсеров и эсминцев здесь никто не помнит, а вот сторожевики, малые противолодочные корабли и минные тральщики в свое время приходили в Соломбалу часто. Еще чаще ставали на ремонт военные буксиры, спасатели, суда физических полей, торпедоловы. Габариты плавучих доков СРЗ №176 позволяли принимать на кильблоки корабли и суда среднего звена ВМФ. Завод работал на Северный флот. С конца 80-х главными для предприятия стали заказы Беломорской ВМБ. Но и тогда корабли теснились у причалов в два, а то и в три борта.

Естественно, что территорию оборонного предприятия в Соломбале охраняли служивые с автоматами. Но в 90-е, когда началось известное разграбление страны и ее Вооруженных сил, приметой времени стали редеющий лес корабельных мачт у причалов и принципиальная смена заводского караула - бравых моряков с автоматами сменили вохровцы, а потом и вовсе бабушки в тулупах. Военный завод в Соломбале увяз в огромных долгах, народ уходил с предприятия, и казалось, что СРЗ-176 ждет неминуемое банкротство. Все предпосылки к тому были.

Как чекисты спасли завод

Переход к рыночным отношениям, которые на практике были воплощены с известной российской интерпретацией, пагубно повлиял на все без исключения предприятия Минобороны. Прекратилось строительство новых кораблей, а для тех, что требовали ремонта, ремонт стал проблематичным. Топливо и запчасти поставлялись нерегулярно, тарифы на тепло и электроэнергию выросли многократно, и предсказать их мог только один человек во всей стране - г-н Чубайс. Оборонный заказ год от года уменьшался, и в 2004 году долг соломбальского завода составил 23 млн рублей. Способа покрыть его не было: кто же из заказчиков будет строить перспективы с заводом-должником?

Кому-то очень хотелось обанкротить завод. Но не для того, чтобы провести его реорганизацию и обеспечить стабильной работой. А чтобы распродать цехи и оборудование с молотка. Об этом, не скрывая горечи, убежденно говорили многие работники СРЗ-176. Изначально сценарий так и развивался. В прошлом году арбитражный суд принял к производству дело о банкротстве завода. В период с мая 2005 по апрель 2006 года на предприятии ввели внешнее наблюдение, потом - внешнее управление. Это означало - через год завод будет продан. Этому помешала чистая случайность.

Госдума приняла изменения в Федеральный закон «О банкротстве», по которому предприятия Министерства обороны, имевшие секретное оборудование, могут быть «обанкрочены» через суд только по согласованию с органами ФСБ. Выходит, чекисты спасли завод...

Потом к СРЗ-176 проявила интерес «Звездочка». В январе 2006 года руководители предприятий обсуждали вопрос - возможно ли объединиться? Северодвинцы взяли на себя обязательства погасить долги соломбальцев. При участии представителей Федерального агентства по промышленности и Министерства обороны было подписано соглашение. Процедура банкротства была прекращена. Самое большое благо - появилась возможность получить серьезные заказы.

Пошли заказы

Прошлым летом завод, скажем так, немного ожил. В июне я участвовал в перегоне отремонтированного морского буксира к месту его базирования и сразу отметил рабочую суету кораблей и судов и у причала СРЗ-176, и в его доках.

В 2006-м соломбальцы провели ремонты на буксирах «Норд» и «Викинг» Северного морского пароходства, на пассажирском каботажнике «Беломорье», грузовом теплоходе «Наутилус», четырех катерах архангельского пограничного дивизиона и танкере Беломорской ВМБ - ВТН-36. Выполнен заказ архангельского горкомхоза по ремонту металлических конструкций переправы через реку Юрас, Северный гидромет заявлял о своем намерении отремонтировать в Соломбале свое мощное научное судно «Михаил Сомов». Минувшей осенью северодвинская «Звездочка» предложила соломбальцам работу по изготовлению контейнеров.

Портфель заказов на этот год формируется. Есть надежда, что мощности завода будут загружены. По меньшей мере, уже называется объем работ, превышающий прошлогодний примерно в три раза. Специализация соломбальского завода останется прежней - судоремонт, хотя нужно признать, госзаказ 2007 года предприятию уменьшен.

Зовут людей обратно

В коллективе 176-го не скрывают оптимизма. Еще бы, до недавнего времени перед ними стояла проблема, как выжить, сейчас иная - как увеличить и отладить производство. Производству, между тем, необходима модернизация, ведь за годы обреченного продвижения к банкротству СРЗ-176, образно говоря, обветшал и уж точно отстал от времени в делах технологического порядка.

Практически по-новому начинает формироваться и коллектив, ведь за годы экономического развала страны, когда простои и невыплаты были нормой, с завода уволились многие квалифицированные работники, а сейчас, когда пришла работа, соломбальцы столкнулись с дефицитом рабочей силы. Не хватает, в частности, станочников, корпусников, сварщиков. Восполнить кадровый пробел руководство СРЗ-176 намерено не только за счет приглашений вернуться, но и молодыми выпускниками морского лицея №9, других профессионально-технических училищ Архангельска.

Открыть двери инвестициям

В минувший понедельник, 15 января, областная администрация совместно с северодвинской «Звездочкой» устроили импровизированную пресс-конференцию для журналистов на территории самого СРЗ-176.

Собственно, на ней впервые официально из уст губернатора Николая Киселева и директора «Звездочки» Николая Калистратова было заявлено о том, что присоединение соломбальского завода к одному из гигантов ГРЦАС является, по сути, первым шагом к созданию холдинга судоремонтных предприятий, практику которых одобряет президент. По предварительным наметкам, сюда же войдут два СРЗ Северного флота, черноморское предприятие в Темрюке и даже Астраханский судоремонтный завод. Дальневосточные предприятия «сольются» в свой холдинг. Кронштадтский завод каким-то образом решено «слить» с верфями Санкт-Петербурга. Распределение заказов остается за «Звездочкой», и она уже передала часть их соломбальцам. Этим дело не ограничится. Николай Калистратов с уверенностью заявил о готовности северодвинцев загрузить производственные мощности СРЗ-176. Подробнее об этом, как и о том, на что рассчитывает наша «Звездочка» в новом альянсе, мы сообщим в последующих выпусках.

Олег ХИМАНЫЧ