Корабельная сторона
Номер от 19 декабря 2006 г.

Юбилей «Донского»
Четверть века назад в состав ВМФ вошел головной корабль проекта 941

В канун нового, 1982 года в состав Военно-Морского Флота вошел новейший РПКСН третьего поколения - ТК-208, головной корабль проекта 941 «Акула». За свои размеры «Акула» сразу была занесена в Книгу рекордов Гиннесса. До сих пор этот рекорд не превзойден.

В КОНЦЕ 1981 года произошло действительно значимое событие: фактически со сдачей этого крейсера был достигнут паритет с военно-морскими силами США. Американцы в то же время занимались разработкой и строительством новой АПЛ «Огайо», несущей на борту 24 межконтинентальные ракеты, но, начав раньше СССР, они так и не сумели нас опередить.

Приказом министра судостроительной промышленности персонально ответственным за постройку корабля был назначен Анатолий Макаренко, в то время главный инженер Севмаш-предприятия.

- Строительство подводной лодки обеспечивало более 1000 предприятий всей страны, - вспоминает Анатолий Иннокентьевич. - Это и научные институты, и проектанты, и изготовители и поставщики комплектующего оборудования.

Правительство высоко оценило заслуги участников создания уникального корабля. Анатолию Макаренко и сборщику Альберту Максимову присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ответственному сдатчику Александру Белопольскому присуждена Ленинская, пяти работникам - Государственная премия. 1219 работников предприятия награждены орденами и медалями. И у всех участников строительства ракетного исполина событие вызвало нескрываемую гордость...

После сжатых по срокам, но успешных испытаний лодка покинула родное предприятие - ушла в базу Северного флота. Через десять лет вновь вернулась к родному причалу Севмаша - для среднего ремонта. Но годы перестройки не позволили выдержать план ремонта, а позже было принято решение о переоборудовании корабля под испытания нового ракетного комплекса «Булава». В 2002 году корабль, получивший название «Дмитрий Донской», испытал второе рождение: второй раз за свою историю его торжественно выводили из цеха. С 2003 года корабль проходит заводские испытания. Их успех во многом заслуга сдаточной команды корабля под руководством ответственного сдатчика Евгения Слободяна.

- «Дмитрий Донской» уникален по маневренным характеристикам и управляемости, - рассказывает командир АПЛ капитан I ранга Аркадий Романов. - У этого заказа потрясающие боевые возможности, он самый быстрый из всех кораблей серии - на два узла превысил предыдущий рекорд скорости проекта 941.

- После завершения испытаний в планах перевод крейсера в состав ВМФ, - комментирует заместитель гендиректора Севмаша, начальник производства военной техники Андрей Дьячков. - Причин для другой политики в отношении крейсера я просто не вижу. Мы считаем, что корабль должен быть полностью укомплектован и передан ВМФ для несения боевой службы.

Четверть века служит «Дмитрий Донской» Родине. За это время сменилось поколение специалистов, работающих на крейсере, членов экипажа. Вот и Аркадий Романов, назначенный на должность заместителя командира дивизии, сейчас передает командование «Донским» капитану II ранга Олегу Цыбину… Но можно с уверенностью сказать, что корабль оставил след в судьбе каждого, кто был связан с ним.

Семь футов под килем, «Дмитрий Донской»!

Анастасия НИКИТИНСКАЯ, пресс-служба Севмаша