Корабельная сторона
Номер от 12 декабря 2006 г.

Помог бы нам экраноплан!
Пустой морской фарватер и агония пригородки ждут Архангельск

Комплекс проблем, связанных с развитием коммуникационных систем региона, был рассмотрен на коллегии департамента транспорта и связи администрации области. В своем выступлении его руководитель Лев Быков обозначил приоритетные направления, в которые область намерена вкладывать средства и привлекать инвестиции.

Среди стратегических объектов назван глубоководный причал в губе Сухого моря, севернее острова Мудьюг. Понятно, что нынешнее состояние подходных путей к Архангельску не удовлетворяет перевозчиков и отправителей грузов. Большая протяженность акватории, недостаточные глубины, замерзающий фарватер не делают морской порт привлекательным для судовладельцев. Бьет тревогу нефтяной бизнес, стремящийся ускорить доставку свой продукции. Решающую роль могли бы сыграть крупнотоннажные танкеры, но не позволяют глубины нефтебазы.

Новый порт решил бы эти извечные проблемы, но где взять средства, ведь потребуются миллиардные суммы. В программе развития морского транспорта заложено 12 миллионов рублей на 2008-2009 годы, которых хватит разве что на обследование и проектирование, дальше - туман. Доводы руководителя департамента - архангельский порт важен для страны, так как имеет прямой выход в открытый океан, и случись какая-то заварушка в мире, то никто не помешает России воспользоваться северной гаванью. К тому же - это ворота Севморпути, которому обещают блестящее будущее. Звучит патриотично, но для деловых людей - это пустой звук. Приманкой могли бы служить шельфовые богатства полярных морей, но «Газпром» спутал карты, отбил интерес потенциальных инвесторов. По крайней мере, на ближайшее время.

Поэтому куда важнее сейчас сделать рабочей магистралью Северную Двину. До 2000 года дноуглубительные работы в области не проводились, в результате фарватер обмелел, потом за реку взялись Минтранс и две области Архангельская и Вологодская. За 4 последующих года габариты судового хода Северной Двины были доведены до 150 см, что позволило осуществлять судоходство в течение всей навигации. На реке опять появился крупнотоннажный пассажирский теплоход «Федор Абрамов», который начал курсировать по межрегиональному маршруту Котлас - Великий Устюг - Архангельск. Но не долго музыка играла. В связи с разделение с 2005 года полномочий федеральных и региональных органов власти опять началась чехарда с финансированием: из областного бюджета средства для проведения дноуглубительных работ на федеральных реках брать нельзя - Северная Двина отнесена к таковым. Минтранс же на деньги скупится. Результат плачевный - за год глубины фарватера уменьшились на 5 сантиметров, что не позволило лайнеру «Адмирал Кузнецов» в навигацию выйти из Лимендского затона. Маловодный паводок весной 2006 года окончательно привел голубую магистраль в нерабочее состояние.

«Для успешного осуществления сплава плотов в навигацию 2007 года необходимо провести работу по дноуглублению как самих плотбищ, так и подходных каналов, а также проведение путевых работ на внутренних водных путях», - записано в решении коллегии. Эти пункты подкреплены финансовыми ресурсами, причем большей частью из федеральных источников: Росморречфлота, ФГУ «Севводпуть». Есть надежда, что путейцы доведут гарантированные габариты на Северной Двине до 165 см, на Вычегде - до 110.

Правда, возникает вопрос, какие суда поплывут по возрожденной реке. В затоне Лимендского ССРЗ стоит много разного флота, в том числе и крупнотоннажные пассажирские теплоходы. Но долгие годы находясь у причала с «завязанными трубами», они теперь нуждаются в большом ремонте. У Северного речного пароходства таких денег нет, да и желания заниматься этой проблемой тоже - пассажирские перевозки заведомо убыточны на Севере. Скрепя сердце, при поддержке областного бюджета речники держат «Зарю» для перевозки людей на маршрутах, куда иным транспортом не попадешь. В свое время директор Лимендского завода Борис Вьюхин с энтузиазмом взялся пробивать идею экранопланов. Но поддержки не нашел, и аппаратов, парящих над водой, в наших краях не появилось. Есть вариант использовать суда на воздушной подушке, которые больше всего подходят к суровым северным условиям, так как могут эксплуатироваться круглогодично. Но нужен солидный инвестор, архангельское районное речное управление на такую роль не тянет, оно даже не может обзавестись нормальным помещением для работы и размещения пассажиров в ожидании рейса. Латаные-перелатаные «Балхаш» и «Коммунар» да несколько подержанных теплоходов держатся на плаву благодаря энтузиазму речников-умельцев. Пригородка явно агонизирует, и спасительных решений не видится.

Алексей ОБЕРУК