Корабельная сторона
Номер от 4 декабря 2006 г.

«Мудрая» директива
Когда я служил на Тихом океане, в составе Дальневосточного пароходства было пассажирское судно «Забайкалье». К середине 60-х оно уже не ходило по морям, а стояло у причала почти в центре Владивостока - здесь его использовали в качестве плавучей гостиницы. Но в конце концов гражданское пароходство продало «Забайкалье» военным морякам.

Теплоход перевели к нам, в Магадан. Нужно отдать должное прозорливости командования - на нашей плавбазе «Север» личному составу уже становилось тесно, и «Забайкалье» - старый пассажирский лайнер - решили использовать как казарму.

Однако командиру «Забайкалья» - статному морскому офицеру, капитану III ранга, явно не лишенному здоровых амбиций, показалось, что для такого судна-красавца наименование «плавказарма» (ПКЗ) звучит обидно...

Однажды в Магадан прибыл главный инспектор Министерства обороны Маршал Советского Союза Соколовский. Закончив свои командировочные дела, он собрал офицеров нашей бригады подлодок в кают-компании «Забайкалья», чтобы спросить, какие у них есть вопросы и пожелания.

И тут командир ПКЗ «поймал свой момент»:

- Товарищ Маршал Советского Союза! Наше судно может обеспечивать подводные лодки топливом, водой и провизией. Оно может бить зарядку аккумуляторных батарей, а в зимнее время давать пар для обогрева, у него мощные дизеля, ледовая защита корпуса... И нам очень обидно, что судно незаслуженно называют плавказармой».

- Хорошо. Мы подумаем, - ответил маршал.

Через месяц или полтора пришла «мудрая» директива: отныне «Забайкалье» именовать плавбазой, а плавбазу «Север» - плавказармой...

Над этим распоряжением долго недоумевали, а иные, узнав о нем, понятным жестом еще и вертели пальцем у виска...

Дело в том, что «Забайкалье» не было приспособлено для выполнения такой важной задачи плавбаз подводных лодок, как хранение торпед. Во-вторых, к новоявленной плавбазе невозможно было швартоваться из-за сильного скоса ее бортов. Кроме того, на судне присутствовали еще многие другие недостатки, по которым «Забайкалье» никак не могло служить в новом качестве.

Доложить «наверх» об этой несуразице никто не осмелился. А тем временем на носу «Забайкалья», как и положено для корабля, именуемого плавбазой, стали поднимать гюйс ВМФ, а его командир, также в соответствии с табелем о рангах, получил повышение в звании.

Ким КОСТИН