Корабельная сторона
Номер от 4 декабря 2006 г.

Главное - вовремя отрапортовать!
Судоремонтные заводы Мурманска могут остаться без работы

На судоремонтных заводах Северного флота возникла сложная ситуация. Со следующего года Министерство обороны существенно урезает для них оборонный заказ.

Более того, окончательно меняется сам принцип получения заказа. Заводам предлагается участвовать в тендерах на право ремонтировать военные корабли. Однако до сих пор эти конкурсы не объявлены, а значит, предприятия могут остаться без работы.

Военное ведомство решило переводить свои военные заводы на рыночные принципы получения заказов. Чтобы обеспечить себя государственным финансированием, им теперь придется обязательно участвовать в тендерах. Однако Минобороны, как всегда, оказалось не готово к собственным нововведениям: декабрь, а торги на следующий год еще и не объявлены.

Михаил Баринов, председатель профкома СРЗ № 10, комментирует обстановку следующим образом: «Чтобы организовать проведение торгов, нужно, как минимум, полтора - два месяца для того, чтобы в соответствии с установленным порядком дать объявление в СМИ, сформировать блок документов для того, чтобы участвовать в этих торгах. Время потеряно, и сейчас оно работает не на нас».

В Мурманской области 3 военных судоремонтных завода - в Мурманске, Полярном и Росляково. В новой ситуации будет легче тем из них, кто работает с гражданскими заказчиками. Так, например, полярнинский завод давно получает от военных только 50% заказов, остальные находит самостоятельно в России и за рубежом. Судоремонтники уже не сомневаются, что до 2008 года большой поддержки от Министерства обороны они не получат. Не потому, что кто-то этого не хочет. Просто основную массу денег, которые получило Министерство, оно направило на закупку нового вооружения, а ремонт будет намного позже. Поэтому в этот переходный период заводы готовятся работать с внебюджетными заказчиками, в том числе с иностранцами - с Англией, Норвегией, Германией.

Иными словами, чтобы теперь получить оборонный заказ, военным заводам придется доказывать свою способность выполнить его качественно и в срок, иначе заказчик просто откажется с ними работать. Таковы законы рынка.

Михаил Баринов признает: «Не все коллективы к этому готовы. Психология рынка обязывает зарабатывать деньги. Те, кто это понимают, работают и зарабатывают. Как показатель включения в рынок - заработная плата на заводах потихоньку стабилизируется».

По логике Министерства обороны, конкурсный подход к получению оборонного заказа - только на пользу судоремонтникам. Он должен подстегнуть предприятия к совершенствованию своей работы и большей самостоятельности.

Александр ПУТНИКОВ