Корабельная сторона
Номер от 28 ноября 2006 г.

У судпрома будут крылья?
Стратегию развития кораблестроения правительство должно утвердить до конца декабря

На прошлой неделе в рамках так называемого правительственного часа Совет Федерации заслушал заместителя министра промышленности и энергетики Андрея Реуса. Сенаторов интересовало, как правительство развивает судостроительную промышленность.

CЕНАТОРОВ уверили, что в настоящее время дорабатывается национальная стратегия развития судостроения, а в следующем году ожидается утверждение Федеральной целевой программы развития судостроения на 2008-2015 годы. Минпромэнерго намерено к 1 февраля 2007 года подготовить в сфере судостроения еще целый пакет законопроектов. Последнее объединяет то, что все они предусматривают кредитные, налоговые и таможенные льготы. Возможно, новый пакет законов сломает неразумную ситуацию, при которой суда, построенные за рубежом, обходятся России на 15-25% дешевле, чем созданные на отечественных верфях.

Между прочим, на вопрос сенаторов, надо ли по аналогии с авиапромом создавать единую судостроительную корпорацию, Андрей Реус ответил отрицательно. Он считает, что те меры, которые сейчас успешно реализуются в авиастроительной промышленности России, не могут быть автоматически перенесены в судостроение. «Это разные отрасли и абсолютно различные рынки». Мысль эта любопытна тем, что президент Путин на недавнем совещании по вопросам судостроительной промышленности, похоже, придерживается иного мнения.

«Государственные активы в этой сфере (судостроении - Прим. ред.) будут собраны в интегрированные структуры, но, скорее всего, по региональному принципу», - заявил Реус. Заметим, аналитики считают, что, вероятно, создание корпорации пока тормозится и своеобразной структурой отечественного судпрома, где военная компонента составляет сегодня 77%.

«Для морской державы промышленная политика в сфере строительства кораблей и судов требует ориентации на интересы национальной безопасности, с одной стороны, и требования конкурентоспособности, с другой», - сказал Реус. Эти его слова можно рассматривать как декларацию того, что Минпромэнерго рассматривает гражданское и военное судостроение как единый комплекс.

БОЛЕЕ ТОГО, проблемы, накопленные в гражданском судостроении, а это - технологическое отставание отечественных верфей, неравные кредитные условия по сравнению с зарубежными конкурентами, отток квалифицированных кадров и так далее - могут негативно сказаться на развитии и военного направления. По словам Реуса, государство в последнее время пытается предпринимать последовательные шаги по исправлению ситуации.

Судостроительный рынок России формируется интересами трех сил, которые в основном определяют спрос и состояние этого рынка. Промышленные, энергетические и торговые компании-грузовладельцы определяют потребность в номенклатуре и объеме грузоперевозок. Государство формирует заказ на строительство кораблей и судов для нужд обороны, научно-исследовательской деятельности и атомного ледокольного флота. Еще одной важной силой являются морские и речные пароходства. Задача государства - создать такие условия, при которых российские грузы перевозились бы на российских судах, построенных на российских верфях.

На сегодня уже определены приоритеты: военное кораблестроение, морские суда, в том числе ледового класса, речные суда, научно-исследовательский флот, суда и средства освоения континентального шельфа (платформы, танкеры), а также рыбопромысловый флот. К тому же подготовлены предложения по созданию Государственного научного центра на базе ЦНИИ им. Академика Крылова.

Минпромэнерго предлагает следующие меры... Принять нулевые ставки НДС на импортируемое оборудование, аналоги которого в России пока не производятся. К слову, Совет Федерации предложил правительству отменить НДС при модернизации и ремонте судов отечественными предприятиями, а также при ввозе судового комплектующего и технологического оборудования (Прим. ред.). Субсидировать процентные ставки по кредитам отечественных банков, а также затрат, связанных с использованием иных финансовых инструментов при постройке судов в России. Разработать комплекс мер по закреплению приоритетного права создания средств по освоению морского шельфа за российской промышленностью. Постепенно ограничить использование иностранных судов и судов, построенных за рубежом, при каботажных перевозках, а также на внутренних водных путях. Заблаговременно ограничить деятельность судов зарубежной постройки при промысле водных биоресурсов в пределах исключительной экономической зоны РФ. Развить системы лизинга для судоходных компаний, приобретающих российские суда речного и рыбопромыслового флота. Создать механизм стимулирования строительства рыбопромысловых судов на отечественных предприятиях.

Выступление правительственного чиновника, это отмечают многие, проходило на фоне обнадеживающих событий в сфере военного кораблестроения. Так, на стапелях завода «Северная верфь» недавно заложен уже четвертый сторожевик ближней морской зоны - «Стойкий». Подобные корабли строятся лишь в семи странах мира. Российский проект здесь выгодно отличается по соотношению «эффективность - стоимость» благодаря сильному и совершенному вооружению. Расчетная емкость рынка таких кораблей на ближайшие два десятилетия - более 9,5 млрд долларов.

Командование ВМФ уже предложило сделать «Северную верфь» базовым предприятием по производству новых корветов. Всего их, по оценке военных, требуется не менее двух десятков - от пяти до семи кораблей на каждый флот. Только в этом случае может быть обеспечена безопасность ближней морской зоны. А «Северная верфь», между тем, уже замахнулась в недалекой перспективе на строительство эскадренных миноносцев. Кроме того, здесь уже строится первый российский корабль дальней морской зоны - фрегат «Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков».

Продукция другого питерского предприятия - «Адмиралтейские верфи» - глубоководный аппарат третьего поколения «Русь» на борту спасательного судна направляется сейчас в район Азорских островов. Программа испытаний предусматривает погружение аппарата на глубину сначала трех, а затем и 6 километров. Следующий заказ «Адмиралтейских верфей» - глубоководный аппарат «Консул» для геологических исследований дна. Кроме того, в ноябре военные моряки намерены завершить испытания спасательного комплекса «Пантера».

Там же, на «Адмиралтейских верфях», заложена еще одна многоцелевая дизель-электрическая подводная лодка четвертого поколения - «Севастополь». Уже третья по счету. И здесь, как в истории с корветом, головной корабль «Санкт-Петербург» проходит сегодня испытания. На этой лодке более 130 новых технических решений. Это самая быстроходная дизель-электрическая субмарина в мире. Она имеет повышенную акустическую скрытность, автономность плавания - 45 суток.

В целом в Главном штабе ВМФ довольны: в кораблестроительной программе сложились устойчивые положительные тенденции, результат которых будет ощутим уже к 2010 году. Имеется в виду постепенное обновление боевого состава всех четырех флотов.

Олег АНДРЕЕВ