Корабельная сторона
Номер от 14 ноября 2006 г.

Из яхты в гидрокрейсер
«Читал книгу о времени 1-й Мировой войны на Черном море. Нашел упоминание о гидрокрейсерах «Авиатор» и «Алмаз», но без подробного их описания. Хотелось бы узнать, что это за корабли? Анатолий ПЕРШИН»

Гидрокрейсерами называли корабли, которые в качестве вооружения несли гидросамолеты. Они имели специальные устройства для спуска их на воду и подъема с воды. Обычно гидрокрейсер поднимал на борт от 2 до 7 гидросамолетов, а для собственной защиты был еще вооружен орудиями калибра от 75 до 152 мм.

Что же касается Черноморского флота, то здесь действительно был сформирован так называемый отряд корабельной авиации. В его состав входили суда, которые по официальной классификации числились посыльными судами. Нам известно о четырех таких гидрокрейсерах: «Авиатор» (бывший «Император Николай I»), «Республиканец» (бывший «Император Александр I»), «Алмаз» (бывшая паровая яхта) и вспомогательный крейсер «Румыния». Добавим, что на Балтийском флоте подобные корабли называли еще гидроавиатранспортами, но чаще авиаматками, и это название сохранилось вплоть до 30-х годов.