Корабельная сторона
Номер от 14 ноября 2006 г.

Протекционизм нам поможет
России нужна масштабная реформа гражданского судостроения

Президент Владимир Путин наконец-то обозначил стратегическую линию отечественного судостроя. Произошло это на совещании с членами правительства, повестка которого конкретно посвящалась перспективам кораблестроения.

В РАЗГОВОРЕ участвовали председатель правительства Михаил Фрадков, главы Минэкономразвития Герман Греф и Минпромэнерго Виктор Христенко, заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве Владимир Путилин.

Открывая совещание, президент выразил неудовлетворение тем, что более 90 процентов гражданских судов для российских компаний строится на зарубежных верфях. Причина - государство не создало необходимых условий для развития судостроения, вовремя не среагировало на происходящие в мировой и в российской экономике события. Назвал президент и другие цифры, прискорбно звучащие для бывшей морской державы... «Правительство недавно обсуждало стратегию развития судостроения на период до 2030 года. Вместе с тем, окончательных решений до сих пор не принято», - подытожил свою критику президент.

Какой, по мнению главы государства, должна быть стратегия развития? Путин отметил, что необходим здоровый протекционизм, который позволил бы российским судостроителям укрепить свои позиции, не подрывая рыночных условий, и, в частности, он предложил определить «структурные» меры господдержки судостроения, такие, как субсидии, кредиты, назвав это «здоровым протекционизмом», который позволил бы сделать первые необходимые шаги для укрепления позиций».

Путин также призвал российских судостроителей активнее занимать новые ниши на мировом рынке. По его мнению, здесь у России «есть и хорошие примеры эффективной работы». В качестве одного из таковых он назвал «строительство платформ для освоения нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе, танкеров определенных классов. С учетом перспектив развития энергетического сектора, считает президент, - это должно стать одним из ключевых направлений».

Кораблестроительная отрасль, по словам Путина, имеет масштабную производственную, научную базу, крепкие позиции по отдельным направлениям, особенно на рынке военного кораблестроения, по-настоящему высокие технологии. Но для обеспечения конкурентоспособности судостроения в ближайшие годы этого совершенно недостаточно.

Прозвучала и такая важная мысль: «Конечно, государство заинтересовано в безусловном выполнении государственной программы вооружения, но не менее важно с точки зрения российской экономики и развитие гражданского судостроения и международной кооперации».

Президент призвал правительство в кратчайшие сроки сформулировать принципиальные подходы к созданию интегрированных структур, которые должны реализовывать государственную стратегию развития судостроения, а также определиться со структурными мерами государственной поддержки.

На прошлой неделе эксперты дали первые комментарии к выступлению президента. По данным Минпромэнерго, в 2002 году грузооборот в России составлял 261 млн тонн, в прошлом году он увеличился до 407 млн, а прогноз на 2015 год - 647 млн. Естественно, растет спрос на морские и речные суда. Удовлетворить его собственными силами пока не представляется возможным. Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Дмитрий Васильев считает, что речь может идти об организации на территории России по примеру автопрома лицензионного производства с возможной дальнейшей передачей технологий российским производителям, ведь зарубежные компании из Южной Кореи, США, европейских стран и Китая здесь нас намного опережают.

В свете выступления президента появились также сообщения и о новом подходе к строительству рыболовецких судов для российских промысловых организаций. Особая речь - о портовом хозяйстве. Есть информация, что специальная правительственная комиссия уже приняла решение о реорганизации рыбных портов и переподчинении их от Минсельхоза Министерству транспорта. Речь идет не об имущественном комплексе, а о смене системы управления. К слову, ранее министр транспорта Игорь Левитин заявлял, что из 16 наших крупных рыбных портов только в некоторых переваливают рыбу, в остальных - чаще иные грузы. Кроме того, реорганизация предпочтительнее их ликвидации, на которой настаивали в иных рыбных портах с целью прикрыть расхищение имущества.

Олег АНДРЕЕВ