Корабельная сторона
Номер от 7 ноября 2006 г.

Что искали шведы-водолазы?
Тайные посещения затонувшего парома «Эстония». Скандал разгорается в Таллине вокруг расследования причин гибели парома «Эстония», который затонул в сентябре 1994 года и унес жизни 853 человек.

Глава специальной комиссии эстонского парламента Маргус Лейво обратился с просьбой к депутатам Финляндии и Швеции поддержать решение о подъеме судна. По мнению Лейво, есть основания полагать, что многое в рамках официального расследования было скрыто и продолжает оставаться тайной до сих пор. Подъем же парома исключил бы многие спекуляции и помог установить истину.

Согласен с ним и депутат шведского парламента Ларс Ангстрем. Он заявил, что власти его страны скрывают детали трагедии. Политику даже удалось выяснить, что водолазы ВМС Швеции тайно спускались к затонувшему кораблю за несколько дней до первого официального погружения водолазов. Что шведские военные делали на затонувшем судне? По мнению Лейво, тайные посещения парома были связаны с нелегальными перевозками оружия на «Эстонии». Стокгольм утверждает: на судне не было оружия. Однако шведский исследователь Клаэс Кальстрем уже заявил о том, что некоторые детали в последовательности затопления парома существенно отличаются от представленных в официальной версии. На первый план снова выходит версия о том, что на пароме перевозили военную технику. Причиной же гибели «Эстонии» мог стать теракт.

В 1995 году Эстония, Финляндия и Швеция заключили договор, согласно которому паром не будет поднят на поверхность, а погружение к его обломкам и подъем на поверхность тел жертв трагедии или их вещей будет считаться преступлением. Позже к договору присоединились Россия, Дания, Латвия, Литва, Польша и Великобритания. Поэтому подъем «Эстонии» возможен лишь в том случае, если все подписанты договора достигнут согласия по вопросу об изменении документа.

Скорее всего, страны не откажутся от этого договора. В этом, например, заинтересованы Швеция и Франция. В Европейский суд по правам человека в Страсбурге уже поступил иск от пострадавших и родственников погибших на пароме к Франции и Швеции. Оказывается, Франция уже десять лет не обеспечивает проведения международного расследования причин катастрофы. В итоге дело не ушло дальше предварительного следствия. Иск же против Швеции был подан в связи с тем, что она по-прежнему препятствует расследованию причин катастрофы.

Александр ПУТНИКОВ