Корабельная сторона
Номер от 31 октября 2006 г.

Флоты Севера, объединяйтесь!
Закон рынка сродни закону джунглей: всегда выживает сильнейший. На базе пароходств, чьи суда работают на трассе Северного морского пути, возможно, будет построен крупный судоходный холдинг. Его создают структуры, подконтрольные бывшему генеральному директору ОАО «Лукойл-Арктик-Танкер» Николаю Куликову.

Под контролем двух таких компаний - «Севморпуть-Капитал» и «Арктические технологии» - в настоящее время уже свыше 300 сухогрузов и танкеров, поскольку им принадлежат контрольные пакеты акций двух морских судоходных компаний – Мурманского и Северного морского пароходств, а также Северного речного пароходства (СРП).

Ряд аналитиков полагают, что курс Николая Куликова ведет к монополизации судоходной деятельности на трассе СМП и в устьях сибирских рек, впадающих в арктические моря, а приобретение СРП связано с планами увеличить поставки на экспорт лесопромышленной продукции: недаром же он приобрел несколько предприятий лесопромышленного комплекса в Архангельской области.

К слову, в прошлом году по трассе Северного морского пути было вывезено на экспорт около 700 тыс. кубометров лесоматериалов, а ведь еще несколько лет назад объемы таких перевозок превышали 1,5 млн кубометров.

Есть информация, что «Севморпуть-Капитал» сегодня владеет еще крупными пакетами акций архангельской компании «Роснор», выпускающей двери и окна из беломорской сосны, контролирует в нашей области два предприятия лесопереработки - ЛДК № 3 и Мезенский ЛДК.

С другой стороны, ряд аналитиков полагают, что действия менеджеров компаний «Севморпуть-Капитал» и «Арктические технологии» вполне оправданны, поскольку и Мурманск, и Архангельск нынче имеют сравнительно небольшие по дедвейту транспортные флоты. В одиночку им сложно конкурировать с крупными судоходными компаниями стран Северной Европы.

Олег АНДРЕЕВ