Корабельная сторона
Номер от 25 октября 2006 г.

Выстрел с Северного полюса
Его готовили и офицеры Государственного центрального морского полигона. Успешный пуск баллистической ракеты атомной лодкой «Екатеринбург» из точки Северного полюса подробно освещался многими СМИ. Однако далеко не все имена участников этого похода были названы. В нем, как известно, участвовали два атомных подводных крейсера: «Екатеринбург» и «Верхотурье».

В ИХ ЭКИПАЖАХ были и «прикомандированные» беломорцы: офицеры Центрального морского полигона капитаны III ранга Андрей Лясовский и Дмитрий Рубчевский (инженер-испытатель). Андрею Лясовскому - самому молодому в истории полигона кандидату технических наук, выпускнику адъюнктуры Военной академии РВСН имени Петра Великого, опыта и знаний не занимать. Дмитрий Рубчевский, первоклассный специалист, к слову, яхтсмен, тоже чувствовал себя в море достаточно уверенно.

То, что выполнить боевую задачу будет нелегко, им стало ясно с самого начала. Многое делалось вопреки обстоятельствам и впервые. Например, предстояло собрать аппаратуру для записи телеметрических данных из разных точек. Часть оборудования везли из Северо-двинска, часть добирали в Гаджиево и Североморске. На этом этапе помощь оказывали офицеры полигона капитаны I ранга Валерий Петровский и Владимир Босый, капитан II ранга Роман Журавлев. Делалось все за-благовременно, и потому командировка растянулась на два с половиной месяца.

После того как аппаратуру скомпоновали, начались сложности другого рода: штатных мест для ее размещения на лодке не было предусмотрено, а сама антенна для записи информации даже в разобранном виде не проходила в рубочный люк корабля. Пришлось загружать ее через ракетную шахту. Далее. Предстояло записывать информацию еще и с расстояния, на 150 километров превышающего зону действия антенны. Поэтому даже небольшое отклонение угла ее обзора могло привести к многократному ухудшению качества записи. Предстояло также определиться с размещением оборудования на верхней палубе в момент пуска, и были опасения, что его опрокинет при запуске двигателей ракеты.

Телеметрическая информация, которую записывали офицеры, предназначалась не только для отслеживания работы бортовой аппаратуры ракеты, но и для предоставления иностранным представителям. Таковы взаимные условия договора СНВ-2.

Никаких волнений не испытывали, рассказали нам моряки, для которых это был первый поход на лодке. Мы также полюбопытствовали у Андрея Лясовского, как складывалось общение моряков с журналистами, чей сюжет о пуске много раз затем «крутили» по телеканалу «Россия».

- Вели они себя высокомерно и заносчиво, и это не только мое мнение. К концу похода экипаж от них здорово устал. На мой взгляд, фильм их получился однобокий - больше про самих журналистов...

По возвращении офицеров из командировки командир полигона контр-адмирал Виталий Федорин подписал наградные листы, в которых дана следующая оценка: «Телеметрическая информация была зарегистрирована с высоким качеством и в полном объеме. За успешное выполнение поставленных задач и добросовестное исполнение своих обязанностей представить к награждению медалью Ушакова».

Роман КОТЛЯРОВ