Корабельная сторона
Номер от 19 сентября 2006 г.

«Синева» на полюсе, «Звездочка» в авангарде
В самом начале прошлой недели сразу две стратегические подлодки Северного и Тихоокеанского флота провели пуск баллистических ракет по полигону Чижа в нашей Архангельской области. Оба они названы успешными.

СНАЧАЛА атомная подводная лодка К-84 «Екатеринбург» «стреляла» с Северного полюса. Следом за ней по тому же полигону выпустила ракету лодка из акватории Тихого океана. Учебные упражнения, по словам министра обороны Сергея Иванова, были крайне сложными для моряков и не проводились последние лет десять. Сам факт проведения этих стрельб специалисты продолжают обсуждать и сегодня. Некоторые из них делают далеко идущие выводы.

Но сначала о технической стороне дела. Атомный подводный крейсер К-84 «Екатеринбург» (эта лодка проходила ремонт и модернизацию на «Звездочке») стреляла на минимальную дальность - 2600 километров. Расчетной дальностью ракеты РСМ-54 «Скиф» считается 10 тысяч километров. В пуске были особенности и по навигации, и по штурманской части. Так, «прицеливание» из географической точки Северного полюса осложняется тем, что здесь широта и долгота становятся понятиями относительными.

Наши подводники последний раз стреляли с макушки планеты давно - в 1994 году. Стрельбу произвела тогда та же АПЛ - «Екатеринбург». Ею командовал капитан I ранга Юрий Юрченко. Многие командиры АПЛ, сумевшие успешно выполнить задачу, впоследствии становились Героями Советского Союза и России. Звезду Героя получил и Юрченко. Нынешний «выстрел» с полюса осуществил другой экипаж лодки под командованием капитана I ранга Сергея Радчука.

- Что получит Радчук? - поинтересовались журналисты у главкома ВМФ России Владимира Масорина.

- А мы его не за Звездой посылали, перед ним стояли конкретные боевые задачи, - ответил Масорин, и тем озадачил некоторых: выходит, раньше подводников отправляли на полюс без конкретных боевых задач?

В связи с успешным пуском «Екатеринбурга» ряд обозревателей напоминают о неудачах 2004 года, когда во время учений с участием президента Путина в Баренцевом море сорвались все три пуска баллистических ракет с борта АПЛ. Поэтому нынешний успех многие склонны рассматривать, как следствие правильных выводов, которые сделали в Минобороны. В том же контексте и столь же оптимистично прозвучало на прошлой неделе и заявление министра Сергея Иванова президенту: сегодня на боевом дежурстве в трех мировых океанах находится 8 российских атомных лодок - пять с ракетами, три - многоцелевые...

Конечно, нельзя утверждать, что российское Министерство обороны не занимается модернизацией морской составляющей своих ядерных сил сдерживания. Авангардным предприятием, к слову, здесь является наша «Звездочка». Указывается, что только за последнее время здесь было модернизировано две АПЛ проекта 667БДРМ, а в настоящее время еще две проходят ремонт и модернизацию - на подводных кораблях устанавливаются новые гидроакустические станции, системы пожаротушения и защиты ядерных реакторов. Упоминается также стратегический комплекс РСМ-54 «Синева», который, в отличие от «Скифа», несет не 4, а 10 ядерных боеголовок индивидуального наведения. У ракет повышена дальность полета и модернизирована система управления.

Однако достаточно ли этих мер для достижения ядерного паритета с США на море? В этом вопросе у экспертов единого мнения нет. Одни говорят, что 8 упомянутых российских подлодок на боевом дежурстве в принципе обеспечивают паритет с США. Другие вообще ставят под сомнение это количество атомоходов, ссылаясь на все еще низкую боеготовность нашего флота, обескровленного «реформами» в период правления президента Ельцина.

Олег АНДРЕЕВ