Корабельная сторона
Номер от 12 сентября 2006 г.

Азия объединяется против корсаров
В ступило в силу соглашение о региональном сотрудничестве в борьбе с пиратством в Азии, сообщает агентство «Seanews».

Участниками соглашения являются 16 стран - десять членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, а также Бангладеш, Индия, Китай, Южная Корея, Шри-Ланка и Япония. Им предстоит координировать действия стран при задержании пиратов, помощь жертвам. Предполагается создать единый информационный центр, позволяющий обмениваться данными о пиратах. Официально центр будет учрежден в ходе предстоящего 27 ноября в Сингапуре первого заседания этой международной структуры.

Воды Юго-Восточной Азии остаются одними из самых опасных районов с точки зрения пиратства. Больше всего нападений на суда совершается в Малаккском проливе между Индонезией и Малайзией, через который ежегодно перевозится половина всей нефти в мире и треть общемирового объема коммерческих грузов, сообщает РИА «Primamedia». Помимо этого, весьма вольготно чувствуют себя пираты на побережье многих стран Африки, отмечаются их вылазки и у берегов Южной Америки.

С 28 января этого года зафиксировано не менее 25 случаев нападения пиратов. В основном они атакуют суда на якорных стоянках. Морякам и береговой охране рекомендуется принимать меры предосторожности. Иногда это дает эффект. Так, 27 августа две моторные лодки подошли к сухогрузу в Аденском заливе. Команда предприняла меры против пиратов, и лодки отошли от борта. Через несколько часов бандиты уже на многих катерах повторили атаку и сорок минут преследовали судно, но вследствие предпринятых сухогрузом мер прекратили погоню и скрылись. 24 августа на юге Вьетнама пираты на быстроходных катерах, вооруженные автоматами, атаковали рыболовецкие суда с целью похищения и увода в воды Камбоджи. Атака была пресечена вьетнамским патрульным катером. Нескольким пиратам удалось скрыться, четверо были обезоружены и задержаны.

22 августа в два часа ночи разбойники на моторной лодке напали на стоявший на якоре в порту Конакри (Гвинея) буксир и похитили судовые запасы. Команда буксира подняла тревогу, нападавшие скрылись.

Это не первое подобное происшествие у берегов Гвинеи. Нападениям подвергаются, в частности, и российские суда. 21 мая там произошел первый случай захвата пиратами российского судна в море. На танкер «Шкотово» в 60 милях от Конакри с двух лодок забрались шесть пиратов, вооруженных автоматическими винтовками и гранатометом. После того как капитан отдал им 3 тысячи долларов, бандиты покинули судно. До этого случая бандиты нападали на российские суда исключительно в портах. В Индонезии подвергались нападению пиратов теплоходы «Уссурийск», «Осип Пятницкий», «Петр Старостин». А дизель-электроход «Горец», видимо, так понравился корсарам, что они грабили его трижды.

По сообщениям СМИ, буквально чудом удалось избежать встречи с пиратами в Индийском океане и знаменитому российскому паруснику «Крузенштерн» во время его последнего кругосветного путешествия, завершившегося около месяца назад. Нападению подвергся танкер, с которым наш барк разминулся совсем немного.

Впрочем, порой и официальные власти ряда государств действуют таким образом, что возникают ассоциации с пиратскими захватами. Это в первую очередь относится к странной истории с задержанием в той же Гвинее танкера «Лучегорск» Приморского морского пароходства. В середине августа судно было захвачено вооруженными людьми в военной форме. Обвинив команду в том, что танкер якобы вошел в экономическую зону Гвинеи, они потребовали от капитана судна 20 тысяч долларов. На «Лучегорске» нашлось всего 7 тысяч, что не удовлетворило захватчиков. Под дулами автоматов они заставили экипаж вести танкер в порт Конакри. Представители ПМП назвали эту акцию «самым настоящим пиратством». В Конакри таможенные власти Гвинеи выставили «Лучегорску» обвинения в различных нарушениях, но к началу сентября все эти претензии были сняты, танкер освобожден из-под ареста и 2 сентября вернулся к выполнению своих задач - снабжению топливом экспедиции рыбаков, работающих в экономической зоне Сьерра-Леоне. Все 20 моряков - 19 граждан России и гражданин Китая - здоровы.

Алексей ЯНИН