Корабельная сторона
Номер от 5 сентября 2006 г.

Катер археологов, эсминец мародеров
В водах Керченского пролива закончила работу XVII подводно-археологическая экспедиция «Тамань-2006», сообщает сайт Kuban.info.

Экспедиция проводилась тольяттинским клубом «Нептун-Про», археологами Краснодарского края и предприятием подводно-технических работ «Петр» из Воронежа. С помощью гидролокатора была прочесана большая площадь акватории. Обнаружено более 10 объектов. Три из них заслуживают внимания. Это останки деревянного парохода, катер-тральщик, разбитый артиллерией противника, и еще один объект, опознанный как советский бронекатер проекта 1124. По архивным данным, в проливе затонуло три таких корабля на украинской стороне и один - близ Тамани. Он и найден поисковиками. Искателям предстоит работа в архивах, поиск родственников погибших.

Между тем на Черном море, в водах, омывающих Крымский полуостров, активно работают не только легальные подводные археологи-исследователи, но и «черные» дайверы-мародеры. Крым вообще стал лидером среди регионов Украины по количеству случаев разграбления подводных памятников, пишет «Комсомольская правда».

Мародеры действуют и самостоятельно, и в интересах различных фирм. Так, по заказу одного предприятия из Николаева в прошлом году в Каркинитском заливе «черные» дайверы за считанные недели разрезали целый эсминец (!) «Фрунзе». В нынешнем году была совершена попытка разграбления крейсера «Буг», затонувшего в 1922 году у побережья Черноморского района Крыма. Также мародеры собирались демонтировать пассажирское судно «Цесаревич Алексей» у мыса Тарханкут и поднять вооружение с немецкого транспорта «Santa-Fe». По словам специалистов, воры порой весьма профессионально готовят свои операции, располагают хорошей техникой.

Кроме того, охотники за древностями обыскивают дно Донузлава. Там пытаются найти загадочный транспорт, который якобы перевозил музейные экспонаты, а также теплоход «Ленин». Это же судно с 1941 года ищут и у берегов Севастополя. В разгар боевых действий «Ленин» отчалил из Одессы, но вскоре погиб. Он был переполнен беженцами, многие из них везли с собой немалые личные ценности. По данным историков, трюм корабля будто бы загрузили слитками некоего металла…

Находки на «черном» (и не только) рынке достаточно дороги, чтобы оправдать риск.

Евгений ЗАЦЕПИН