Корабельная сторона
Номер от 5 сентября 2006 г.

Не страшны «Марине» мели
Наверное, у многих на слуху прошлогодняя история неудачного дебюта в Архангельске судна на воздушной подушке.

НАПОМНИМ, что 24 мая 2005 года в первом же испытательном рейсе по маршруту на Соловки в районе Летней Золотицы у головного судна морского класса проекта «Ирбис-М», построенного в Санкт-Петербурге в декабре 2004 года, отказали в работе оба главных двигателя производства ФРГ. Как было установлено позднее, в связи с некачественной сборкой и большими недоработками судостроительного завода. В августе прошлого года судно прибыло в Архангельск, где в течение года на нем производились ремонтные работы и модернизация. Заключительным этапом этих испытаний опять был выбран маршрут Архангельск - Летняя Золотица - Соловки - Архангельск. На сей раз «Марина» не подвела. Рейс был успешно завершен. При соответствующей погоде время в пути до Соловков составляет около шести часов.

Судно на воздушной подушке (СВП) этого проекта является современным и комфортабельным. На мягких сиденьях его салона размещается 28 пассажиров. Возможно снятие кресел и перевозка груза. СВП предназначено для круглогодичной эксплуатации при температуре от - 40 до + 40 градусов. «Марине» по плечу все труднодоступные районы с мелководьем, характерным для дельты Северной Двины. Она может выходить на сушу при уклоне до пяти градусов и преодолевать песчаные пляжи, а зимой способна передвигаться по торосам высотой до 60 см. Легко передвигается также по болоту и любой твердой поверхности (по льду, например). Судно не нуждается в причальных сооружениях, оборудовано современным навигационным оборудованием и спасательными средствами.

Есть и ограничения. СВП может использоваться в условиях светлого времени суток при волнении моря до полутора метров и скорости ветра до 12 м/с. Осадка с полным количеством пассажиров и багажом - 28 см.

Главное преимущество «Марины» перед другими судами, которое и хотят реализовать владельцы СВП, - возможность обходиться без причалов. В частности, в планах на следующий год есть восстановление туристического маршрута на остров Мудьюг. Именно по причине того, что там причальные сооружения для пассажирских судов приходилось делать ежегодно после ледохода, этот, очень популярный когда-то, маршрут стал нерентабельным и исчез с туристической карты Беломорья.

Думается, не останется без работы «Марина» в осеннюю и весеннюю распутицу. Несомненным преимуществом СВП является и скорость. По воде она достигает 55 километров в час, а по льду, говорят, может достичь и сотни. Автономность плавания свыше десяти часов дает возможность этому судну проследовать до Соловецких островов и обратно без дозаправки.

Владимир ЕФИМОВ