Корабельная сторона
Номер от 5 сентября 2006 г.

Для субмарин и ледоколов
Контейнеры Севмаша на десятилетия решат проблему ОЯТ атомоходов

Севмаш изготовил первый транспортно-упаковочный контейнер ТУК-120 по заказу ОАО «Мурманское морское пароходство» для нового хранилища отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). На днях завершились испытания по доставке контейнера с топливом в хранилище, то есть проведена пробная эксплуатация.

К концу 2006 года планируется доставить в Мурманск очередную партию ТУКов. Контракт на производство 20 контейнеров ТУК-120 Севмаш заключил в сентябре 2005 года, спустя полгода стороны подписали дополнительное соглашение, следуя которому Севмаш изготавливает всю серию из 50 контейнеров. Работу координирует производство продукции технического назначения (начальник - заместитель генерального директора предприятия Михаил Будниченко), завершить серию планируется к концу 2007 года.

Контейнер ТУК-120 спроектирован в ОАО «Конструкторское бюро специального машиностроения» (Санкт-Петербург). ТУК-120 практически аналогичен контейнеру ТУК-108/1, которые Севмаш производит для хранения ОЯТ атомных подводных лодок.

Контейнеры типа ТУК-120 предназначены для хранения ОЯТ, которое не может быть переработано с использованием существующих технологий. В настоящее время большое количество такого топлива находится на борту судна техобслуживания «Лотта», что ограничивает возможность эксплуатации судна и представляет угрозу его безопасности. Для решения проблемы правительство Великобритании выделило средства на реконструкцию наземного хранилища ОЯТ на ФГУП «Атомфлот» (Мурманская обл.) - базе российских атомных ледоколов. Чтобы перегрузить топливо с «Лотты» и поместить его в хранилище, и необходимы 50 специализированных металлобетонных контейнеров (ТУК-120). По мнению специалистов, это позволит полностью решить вопрос хранения неперерабатываемого ОЯТ на ближайшие пятьдесят лет - до того времени, когда появятся эффективные технологии его переработки.

Михаил СТАРОЖИЛОВ, пресс-служба Севмаша