Корабельная сторона
Номер от 29 августа 2006 г.

Земля Никона, земля Писахова
Три с половиной века назад был основан Онежский Крестный монастырь на Кий-острове

В память об этом те, чья работа и жизнь многие годы, а подчас и десятилетия связаны с Кием, собрались на острове. И гостям Кийского дома отдыха выпала счастливая возможность увидеть и услышать лучших знатоков истории и природы этого удивительного места, по праву считающегося одним из украшений Беломорья.

«Круглый стол»

Поначалу организаторы даже поспорили немного: как назвать мероприятие - конференцией, чтениями или как-то иначе? Сошлись на термине «круглый стол». И наверное, это правильно. Ведь, несмотря на научную серьезность докладов и сообщений, все происходило на редкость непринужденно и в лучшем смысле неформально. К тому же «круглый стол» собрал, как и подобает, тех, кто служит своему делу прямо-таки рыцарски - преданно и бескорыстно.

Это прежде всего бессменный за 16 лет (одна из коллег-журналистов оговорилась - «бессмертный») экскурсовод Ольга Дмитриева, патриарх (или матриарх?) Кия. Рядом с ней директор Кийского дома отдыха Алексей Степанов и директор Онежского историко-мемориального музея Алексей Крысанов, ведущий редактор издательства ПГУ Марина Смирнова. Младшее, но тоже уже весьма опытное поколение краеведов представляли аспирант ПГУ северодвинец Василий Абрамовский и преподаватель биологии Наталья Шулежко. Заседание круглого стола вел член Союза писателей России кандидат философских наук северодвинец Алексей Климов, также весьма опытный «островитянин».

Слушатели из числа отдыхающих узнали о многом. О том, что растительный мир острова, насчитывающий около 300 видов, образует уникальную систему; о том, что каменщики, воздвигавшие в XVII веке соборы монастыря, использовали оптимальный, даже с точки зрения современной техники, состав известкового раствора; о том, какова судьба мраморного киота, в котором хранилась главная святыня монастыря - кипарисовая точная копия Креста Господня… Священник Лазаревского храма Онеги Константин Грушин отслужил в Крестовоздвиженском соборе молебен. Затем прямо там же, в соборе, для участников «круглого стола» прозвучали народные духовные стихи в исполнении онежанки Елены Бускиной, а в клубе дома отдыха выступили с концертом северодвинки Ирина и Настя Симохины, любимые гостями ягринского ДК.

А после столь обширной культурной программы грех не прислушаться к столь солидному собранию знатоков острова, грех не пройтись следом за ними по лесам и скалам, по песчаному пляжу, не зайти под своды покинутых, только начавших свое возрождение, но поразительно величественных храмов.

Остров патриарха

Кий связан с бывшим монастырем неразрывно.

Рассказывают, что в 1639 году будущий патриарх-реформатор, а тогда простой иеромонах Никон во время морского путешествия был выброшен бурей на этот маленький каменистый островок. В память о спасении Никон поставил на острове деревянный крест. Через четырнадцать лет патриарх побывал здесь вновь, нашел крест на том же месте и, увидев в этом особый знак, решил основать на Кие монастырь, получивший название Крестного или Крестовоздвиженского. Начало строительным работам было положено ровно три с половиной века назад - летом 1656 года; в 1660-1661 годах ими руководил на месте сам патриарх Никон. Именно в это время велись главные работы на трех каменных храмах обители - Крестовоздвиженском соборе, построенном в 1657-1661 годах сначала в дереве, затем в камне, и церквях Рождества Богородицы и надкладезной - Происхождения честных древ Христовых.

Подъем Крестного монастыря был стремителен, но, увы, недолог. После низложения, а затем и смерти Никона он постепенно превратился в обычную, а под конец даже захудалую обитель с десятком иноков. В таком состоянии он пережил реформу монастырского хозяйства, проведенную Екатериной II; Крымскую войну, когда англичане высадили на острове десант; несколько пожаров. Упразднили обитель уже новые власти - в начале 1920-х. На острове обосновалась было колония для «дефективных» подростков, а с 1924 года здесь работает дом отдыха.

Как бы то ни было, на острове и сейчас показывают то место, где патриарх соорудил свой крест. С Никоном связаны и некоторые легенды, например о большом серебряном кресте, будто бы опущенном основателем монастыря в колодец…

Загадки тайной палатки

Вообще, легенд, преданий и загадок на острове достаточно. Ну, рассказы о подземных ходах и призраках монахов, о которых совсем недавно писала одна из архангельских газет, - это общее место, наверное, для большинства старинных монастырей. Но есть и вещи реальные, зримые и осязаемые, однако вызывающие много вопросов.

Вот, скажем, это странное помещение в толще одного из столпов алтаря с входом на высоте двух с лишним метров - входом, который в свое время, вероятно, был прикрыт иконами. Экскурсоводы предполагают, что это тайная палатка, - возможно, для хранения наиболее ценной церковной утвари и иных монастырских сокровищ. Но полной уверенности у них нет.

Директор Онежского историко-мемориального музея Алексей Крысанов выяснил историческую основу еще одной монастырской истории. Вымощенная камнем тропа, ведущая к морю через лес, связывалась в памяти старожилов с монахами. И действительно, недавно удалось обнаружить на камнях у обочины следы надписи: «Сию дорогу строил иеромонах Анатолий. 1902 год». Поэтому дорогу теперь предложено звать Анатолиевой.

Но есть и легенды, возникающие, можно сказать, прямо на глазах. Вот причудливый камень на самом берегу моря - своеобразная низенькая арка. У кий-островитян сформировалась традиция - пролезать под этим «камнем желания» (непременно с камешком в кулаке), загадывая желание. А вот знаменитые уже «бегемотики» - так здесь называют своеобразный рельеф большого прибрежного валуна, известного также как камень Писахова (знаменитый сказочник и незаурядный художник рисовал его с натуры). Забавно? Но кто знает, может, так в наше время работают извечные механизмы мифотворчества…

Застывшие волны

Есть на Кие и такие загадки, которые следует отгадывать не историкам, а специалистам в области естественных наук.

Так, палеонтологи считают, что поверхность гранитогнейсов и амфиболитов, из которых сложен остров, хранит память о зарождении жизни на Земле. В окаменелостях видят отпечатки микросфер - первых комочков органической материи. Многие специалисты считают, что лишь в Беломорье сохранились столь отчетливые следы той эпохи, когда, несколько миллиардов лет назад, океан был горячим, радиационный фон и вулканическая активность - значительно повышенными по сравнению с современным состоянием и в этих условиях появились первые, примитивные еще формы жизни.

И многие верят в это даже без ссылок на многочисленные ученые авторитеты. Говорят, что достаточно посмотреть на граниты острова: это словно бы волны внезапно застывшего древнего океана…

А в общем, ни историки, ни искусствоведы, ни архитекторы, ни геологи не объяснят всего очарования, которое таят в себе эти несколько небольших кусочков земли и гранита в 15 километрах от берега Онежского залива. Да, кажется, они и сами не хотят объяснять все. В минуты отдыха они тоже просто любуются этим удивительным чудом, имя которому - Кий.

Станислав ЗЕЛЯНИН