Корабельная сторона
Номер от 29 августа 2006 г.

Достроить... И продать?
«Министерству обороны эта лодка не нужна…» Сентенция министра обороны Сергея Иванова в Северодвинске о подводной лодке «Белгород» стала, пожалуй, самым непредсказуемым его заявлением. Того, что на подлодке, с которой связывали большие надежды корабелы и моряки, фактически поставят крест, не ждали.

ЧТО ж, страна знала времена, когда практически готовые корабли резались на стапеле. Знал их и Севмаш. Что касается серии АПЛ проекта 949А (шифр «Антей»), то она по планам ВМФ должна была насчитывать не менее 20 единиц. К-329 «Белгород» была не последней лодкой. Однако К-135 «Волгоград», заложенную на Севмаше в 1993 году, через пять лет из-за отсутствия финансирования исключили из состава ВМФ и поставили на консервацию, а закладка К-160 «Барнаул» так и не состоялась.

Но что же заставило Министерство обороны отказаться от практически построенного корабля сейчас, когда оборонный бюджет России ежегодно растет? Готовность подводной лодки «Белгород» в различных источниках оценивается в 70-85 процентов. В 2002 году, по данным агентства «Интерфакс», на достройку требовалось 2 миллиарда рублей, при своевременном поступлении средств работы предполагалось выполнить за два года.

Министерству обороны кажется слишком высокой цена достройки «Белгорода»? Но подобные корабли супердорогими никогда не были. Соотношение «эффективность - стоимость» при их создании имело решающее значение.

Нужен ли «Белгород» вообще флоту? Моряки ответят: нужен. Группировка подводных лодок проекта 949А, наряду с самолетами дальней авиации Ту-22М-3, является единственным средством, способным противостоять ударным авианосным соединениям США. Однако, по данным справочника АРМС-ТАСС, из 11 АПЛ класса «Антей» в боевом составе осталось только шесть. Значит, место для «Белгорода» в строю есть. Более того, как сообщает сайт www.rusarmy.ru, перевооружение «Антеев» модернизированными крылатыми ракетами «Гранит» позволило бы им функционировать до 2020-х годов.

Как бы то ни было, за АПЛ «Белгород» прочно закрепилось позорное наименование «долгострой»… И возможно, как раз это больше всего повлияло на непопулярное решение Минобороны. Генеральный конструктор ЦКБ «Рубин» академик Игорь Спасский отметил в интервью «Интерфаксу», что «на нас болезненно отразилась потеря в 90-е годы целых десяти лет». Те же темпы развития радиоэлектронного вооружения столь высоки, что приблизительно за пять лет происходит смена поколений этой техники. Парадоксально, но именно поэтому корабли предыдущего поколения сегодня достраивать сложнее, чем новые. Во-первых, промышленность уже не выпускает комплектующие. Во-вторых, эти системы эволюционировали в более совершенные и эффективные. Представьте, вам сегодня предлагают купить новенький... ламповый телевизор!

Спустя год после закладки «Белгорода» на соседнем стапеле заложили многоцелевую АПЛ «Северодвинск» (проект 885 «Ясень») - головной корабль четвертого поколения. Субмарины строились практически одинаковыми темпами, однако «Северодвинск» уже опережал «соседа» третьего поколения во многом. Более совершенный ракетный комплекс при том же количестве ракет (24 крылатые ракеты «Яхонт»), многофункциональные торпедные аппараты, реактор нового типа, движитель типа pump-jet, новый гидроакустический комплекс. Меньшие габариты, а значит, лучшая маневренность и малая шумность…

Впрочем, в Северодвинске Сергей Иванов сообщил, что рассматриваются другие варианты достройки АПЛ «Белгород», правда, не в интересах Минобороны России. Любопытно, в чьих еще интересах может быть достроен подводный корабль, способный нести на борту крылатые ракеты с ядерными боеголовками? На экспорт? Однако Россия, при всем многообразии военно-технического сотрудничества, не торгует атомными подводными лодками...

А вот мнение об аренде стоит рассматривать серьезнее. Такие прецеденты были. В конце 80-х Индия арендовала российскую АПЛ К-43 (проект 670 «Скат»). Тема актуальна и сегодня. Есть серьезные предположения, что Индия рассчитывает взять в аренду современные российские АПЛ. СМИ сообщают, что в 2007 году Россия должна передать индийским ВМС в лизинг на 10 лет многоцелевую атомную подводную лодку «Нерпа» (проект 971 «Щука-Б»), достроенную на Амурском судостроительном заводе. Минобороны России пока отказывается комментировать эти сведения, но эксперты утверждают, что вероятность подобной сделки весьма велика.

Поэтому достройка АПЛ «Белгород» на экспорт возможна. «Есть страны, с которыми мы совместно могли бы ее достроить и затем передать в лизинг», - подтвердил «Интерфаксу» академик Спасский. О какой стране речь, гадать не надо. Россия и Индия успешно осваивают совместное военное производство. Перспектива строительства российских атомных субмарин в экспортном исполнении открывает для Севмаша новые горизонты.

Только вот как бы в погоне за прибылью не забыть о строительстве своего флота! «Вирусом экспорта» уже поражены бронетанковая и авиационная промышленность, и российские ВС получают в десятки раз меньше новых машин, чем армии Ближнего Востока, Азии и Африки…

Максим СТАХЕВИЧ