Корабельная сторона
Номер от 14 августа 2006 г.

Конвои начинались в Галифаксе
Канаду по праву надо считать нашим союзником во Второй мировой

Не все знают, что путь полярных конвоев в Советский Союз начинался не в Исландии и не на Британских островах. Едва ли не главным портом, где сосредотачивалась основная масса стратегических грузов, был канадский Галифакс.

УРОЖЕНЦЫ Новой Шотландии - прирожденные моряки. Таков и капитан Хилл Вилсон, председатель национальной ассоциации ветеранов торгового флота. Провел в море 48 лет. Начав службу кадетом в атлантических конвоях, конец войны встретил старпомом танкера. Вот отрывок из его воспоминаний.

«Население британского доминиона Канады составляло к 1939 году менее 12 миллионов человек. Подобно соседям, она только что вышла из великой депрессии и считалась бедным государством с объемом ВВП всего 5,6 миллиарда долларов. Численность профессионального ядра армии с вооружением образца Первой мировой едва достигала 10 тысяч человек. Торговый флот Канады насчитывал всего 37 судов водоизмещением более 1500 тонн, а судостроение находилось в зачаточном состоянии...

Франция и Британия объявили войну фашистской Германии 3 сентября 1939 года. Канада присоединилась к ним неделю спустя, а уже через несколько дней ее берега покинул первый конвой, направлявшийся в Англию…

Едва ли не самым весомым военным вкладом Канады стала реализация программы подготовки летного состава стран Содружества, принятой в декабре 1939 года. В Канаде было развернуто 107 летных школ и 184 подразделения вспомогательных сил. Было подготовлено 131553 летчика, штурмана, радиста и бомбардира. Из этого числа 72835 человек были канадцами. Ими укомплектовали 85 эскадрилий - более четверти королевских ВВС Великобритании.

В составе ВМС Канады к началу войны было всего шесть эсминцев и несколько малых кораблей, а общая численность личного состава не превышала 1800 человек. Трудно поверить, но к концу войны она выросла до 100000 человек, а боевой состав кораблей достиг 471 единицы. Резко выросла производительность судоремонтных и судостроительных предприятий, большинство которых вступило в строй в ходе войны, в результате чего было построено более 800 кораблей. Половину из них представляли торговые суда водоизмещением 10000 тонн, несколько судов водоизмещением 4700 тонн, а остальные - военные корабли. Большинство транспортов строилось для Великобритании. Соглашение о постройке в Канаде судов по британскому проекту для нужд метрополии было подписано в начале 1941 года. Это были транспорты серии «Форт» водоизмещением 10000 тонн… Слегка измененная конструкция вышеупомянутых судов была позже использована американцами при постройке судов типа «Либерти». Все они имели взаимозаменяемые механизмы, двигатели, брашпили, лебедки. Так что многие суда, построенные в США, были оснащены канадскими механизмами и наоборот. Большая часть канадских кораблей и судов использовалась в атлантических конвоях, но несколько эсминцев входили в состав эскорта полярных конвоев…

1086000 граждан Канады несли военную службу, а многие были мобилизованы для работ на нужды войны: трудились в шахтах, на лесозаготовках и верфях. К уборке урожая привлекались дети, женщины и пенсионеры. Части канадской армии особо отличились в Гонконге, на Сицилии, в Дьеппе (Бельгия) и в Нормандии. 48 эскадрилий из состава канадских ВВС в конце войны находились за океаном...

Людские потери Канады в войне (42042 пехотинца и 1600 моряков торгового флота) выглядят незначительными по сравнению с многомиллионными потерями Советского Союза. Однако эти утраты явились национальной трагедией. И наше горе заставляет нас глубоко соболезновать героическому русскому народу с его неисчислимыми жертвами».

Сергей АПРЕЛЕВ